logo


Персоналии > Художники > Полянский Николай Михайлович
Полянский Николай Михайлович PDF Печать Написать письмо
Автор: Грязнова В. М.   
11.05.2011 13:01

1945-14/04.2011

Николай Михайлович Полянский относится к тем счастливым людям, у которых жизнь и творчество проходят в родных местах. Он родился в г. Петровск-Забайкальском Читинской области. Уезжал только для учебы в Иркутское училище искусств (1964-1968), а затем - в Хабаровск, где закончил художественно-графический факультет педагогического института (1973-1978).

Во время учебы в институте начал участвовать и областных выставках. А 1975 год оказался для него знаменательным: художник участвовал в крупной молодежной выставке «Молодость России» и стал ее лауреатом. На, ней Полянский экспонировал серию графических листов «Декабристы и Петровском Заводе». С того памятного времени по сей день декабристская тематика - любимая. И хотя Николай Михайлович обращается к разным темам и жанрам, но отражение истории декабристского движения, отбывания каторги и ссылки в Забайкалье являются постоянными. Художник со скрупулезностью Историка изучает документы, книги, рисунки той эпохи, поэтому сюжеты и персонажи его произведений всегда конкретны, узнаваемы, исторически достоверны.

Работы 70-х гг., нач. 80-х гг. («Детский хор в каземате», «Портреты доктора Вольфа», «Школа в каземате», «Лунин», «Венчание П. Гебль и декабриста И. Анненкова») посвящены пребыванию декабристов в Петровском Заводе, в Читинском остроге, их широкой просветительской, врачебной деятельности, ярким событиям жизни в неволе. Эти произведения выполнены Полянским в техники офорта. Офорт - одна из любимых техник, он позволяет делать детальную проработку всей композиции, что свойственно творческой манере художника.

С каторгой и ссылкой в Забайкалье связано много трагических событий и они нашли отражение в работах Н. М. Полянского, выполненных в разные периоды: «Кончина А. Муравьевой» (1987 г.), «Последний путь А.Муравьевой» (1974г.), «Похороны А. С. Пестова» (1974г.), «Зерентуйский заговор» (1976г.)

В этих листах художник разрабатывает эмоционально-психологический аспект, сюжета, более всего удающийся Полянскому именно в произведениях драматического характера. Конкретизация трагических деталей, выразительность композиции, динамичный упругий штрих усиливают образность произведений Николая Михайловича.

Неоднократно Н.М.Полянский был на творческих дачах «Сенеж», «Челюскинская», «Паланга». Такие поездки имеют большое значение для любого художника. Дружеское соперничество, творческая обстановка, царящие на дачах, дают художникам тот импульс, который помогает им реализовать впоследствии свои потенциальные возможности.

Для графиков работа в домах творчества - еще и возможность воплощения своих замыслов в технике литографии, что часто невозможно сделать в местных условиях. Неудивительно, что Полянский после поездок на творческие дачи в 1981, 1982гг. привозит серию литографий, отражающих любимую и хорошо изученную тему «Декабристы в Забайкалье», «Кюхельбекер и Одоевский», «К. Торсон и Бестужев», «Игра в шахматы», «Школа И. И. Горбачевского», «Портрет И. И. Горбачевского».
В литографиях нач. 80-х гг. наблюдается повторение удачно найденного приема: предельное приближение к зрителю на первый план главных персонажей повествования, что безошибочно позволяет определить композиционное ядро произведений и эмоциональную окраску сюжета.

В большинство исторических сюжетов органично входит пейзаж, хотя этот жанр никогда не был для Полянского ведущим. Но этюдные зарисовки, владение линейной перспективой необходимы художнику, поэтому в творчестве Николая Михайловича много природных и городских пейзажей («Покос», «Сосна», «Старый город», «Забайкальские дали» и др.). Несмотря на большую привязанность к исторической теме Полянский не замыкается на этом жанре, тем более его как коренного петровчанина всегда интересовал труд металлургов, жизнь металлургического завода. Дипломная работа художника в Иркутском училище искусств была посвящена неприукрашенной действительности - тяжелому труду рабочих Петровск-Забайкальского металлургического завода. Но в конце 60-х гг. труд во всей его реальности, иногда - неприглядности,показывать было не принято, поэтому идея молодого художника была отвергнута.

Но до сих пор у Полянского осталась мечта сделать серию о рабочих мартеновского, прокатного и литейного цехов завода. А пока Николай Михайлович делает зарисовки, этюды («Мартен», «Литейный цех»).

С особой теплотой и бережно выполнены портретные рисунки близких людей («Портрет матери», «Сын», «Портрет дочери», «Баба Марья») и беглые наброски портретов художников Ирины Довган и Ары Багдасаряна.

В последнее время Николай Михайлович чувствует потребность заниматься живописью. Это стремление художника естественно: в Иркутском училище искусств он заканчивал живописное отделение. Его педагогами были известные мастера Аркадий Вычугжанин и Галина Новикова. На VII зональной выставке «Советский Дальний Восток» проходившей в 1990 году в Якутске, Н. М. Полянский был участником двух разделов: графического и живописного. На выставке был представлен рисунок «Марсельеза» и живописное полотно «Венчание В. Ивашева и Камиллы Ледантю».

Стоит отметить активную выставочную деятельность художника. С 1974 года он участвует в областных художественных выставках. В 1975, 1981, 1982 годах его работы экспонировались на всеросийских, в 1979, 1984 годах - на республиканских выставках; трижды - в 1980, 1985, 1990 годах - Полянский участвовал в зональных выставках «Советский Дальний Восток». Персональные выставки состоялись два раза: и 1987 году - в музее декабристов в Петровске-Забайкальском, в 1988 году - в Читинском художественном музее.
Заслуживает особого уважения страстное желание Н. М. Полянского увековечить память о декабристах в родном городе. Художник выполнил эскизы мемориальных досок, которые отлиты на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе и установлены в памятных местах. По эскизу художника отлиты шкатулки с землей из склепа А.Муравьевой, а также выполнены серии значков «Памятники декабристам в Петровском Заводе и Забайкалье».

Грязнова В. М.
сотрудник Читинского областного
художественного музея.

Обновлено 04.06.2011 12:42
 
Интересно? Поделись с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние фото

Портрет Бориса Чередника. Холст, масло.
У ворот. Холст, масло.
Портрет А. Ванькина. Холст, масло.
Полдень на озере Зун-Торей. 2001 г. Холст, масло.
Снежный Кодар. 1999 г. Холст, масло.
Алханай. 2000 г. Холст, масло.

Последние материалы


Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2130
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 27775
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 25395
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 24988
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 1773
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 26882
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 27160
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 28317
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3032
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 27785
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 27225
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 27266
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 3723
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 2712
Пятница, 30 Мая 2014 15:01
Хиты 2733

Карта посетителей




 

Система Orphus


© 2016 . Все права защищены.