Библиотека
Галереи
Творчество
Рыжов Леонид Степанович |
Автор: Иманакова Е. Г. | |||
11.05.2011 13:41 | |||
1 апреля 1932 г. - 13 июля 2011 г. Имя Леонида Степановича Рыжова хорошо известно не только у нас в Забайкалье. Он активный участник самых разнообразных выставок не только в городах Сибири, но и Москве, Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге), а также за рубежом. Л. С. Рыжов родился на Чите-первой в семье железнодорожников. Одновременно со средней школой окончил городскую детскую художественную школу, занимаясь у К. В. Мильера, о котором до сих пор вспоминает с душевной теплотой. Затем была учеба в Ленинграде в художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. Там, в училище, он встретил художника-земляка, участника читинских «Окон ТАСС» Виктора Козьменко. «Он мне многое дал, особенно в подходе к портрету, - вспоминает Рыжов. - Ведь в портрете главное найти подход к герою, а не анатомически верно написать уши, глаза и нос. Важно ощущение от героя, ведь это живой человек, из плоти и крови». И еще об одном учителе с благодарностью вспоминает Леонид Степанович: «Большое влияние на меня оказал Евгений Александрович Павловский. Еще учась в училище, он говорил нам: пишите звонче, ярче, не стесняйтесь. Он любил и умел ставить нам натюрморты. Их ведь очень сложно сочинить и придумать. От него я заразился желанием писать именно натюрморты. Его подход, можно сказать, перекочевал ко мне. А когда много лет спустя я, приехав на творческую дачу «Академическая», встретился с ним в качестве руководителя потока, то вновь с энтузиазмом писал то, что ставил мой бывший учитель». На долгие годы натюрморт как жанр определил направление его творческих исканий и устремлений. Окружающее пространство художник воспринимает как конкретную реальность, вещественный предметный мир. Именно предметом, его изображением на плоскости, его образом и мыслит художник. Реалистическое изображение обиходных предметов кухни или предметов из мастерской художника передает состояние его души, его мировоззрение, его образ мыслей. А живописная эксцентричность и напор цвета на полотнах каждый раз усиливают композиционный ход. Живописец стремится к формированию в этом жанре своего смыслового и пластического идеала. Для него характерно углубленное отношение к предмету. Натюрморты художника лаконичны в выборе объектов изображения. Это, в первую очередь, цветы, затем кухонная утварь и предметы из мастерской творца («Натюрморт.12 апреля»). В настоящее время традиционный предметный мир натюрмортного жанра все чаще нарушается активным вторжением новых тем и сюжетов. Рыжов ищет возможность сделать натюрморт способным вмещать в себя большое гражданское содержание. Так в «Памяти о Даурии» прочитывается обращение к юности отцов, создание живописной повести о жизни и героической борьбе нашего народа. А использование в ряде картин образов православных святынь воспринимается зрителем как потребности души в чистоте и нравственной цельности, так необходимых нашим современникам сегодня. Сдав государственные экзамены, Леонид Степанович в составе реставрационной бригады работал в Ярославле и Переславле Залесском, Ростове и вновь в Ленинграде. И везде учился: мастерству реставратора, монументалиста и просто - художника. Но даже там, на берегах Невы, ему снился родной город. Поэтому постранствовав, Рыжов в 1962 году вернулся в Забайкалье, стал членом Союза художников России и написал несколько сот живописных произведений. Еще будучи студентом ,Леонид Рыжов, приезжал на практику и работал над украшением вестибюлей строившегося здания читинского аэропорта. И поэтому, когда ему, молодому художнику, предложено было стать внештатным главным художником города, размышлять долго не стал. Работа эта была интересная, хотелось делать ее творчески и пусть подчас не все получалось гладко, однако вклад в украшение Читы он внес значительный (интерьеры аэропорта и гостиницы «Метелица», кинотеатра «Удокан» и многое другое). В конце 60-х годов он вновь посетил города «Золотого кольца». Целых три месяца писал он Суздаль и Владимир, Ростов и Ярославль. Их торжественные соборы, одухотворенные церкви, суровые монастыри. Под осенним дождем, в золотом уборе садов и в пелене первого снега. Эта древняя Русь затем предстала на выставке в фойе Областной библиотеки имена А. С. Пушкина. В отзыве на вернисаж читинский график Владимир Пинигин писал: «Художник приятно разбередил наши мысли и чувства, призвал нас полюбить старину, с которой начинается наше Отечество». Дело в том, что в экспозицию Рыжов включил работы, посвященные забайкальской старине. Его холсты запечатлели деревянные постройки, еще не снесенные в конце 60-х и представляющие интерес не только своей архитектурой, но и революционным прошлым, особенно связью с декабристской тематикой. Городской пейзаж – давно любимый художником жанр. Большую часть таких полотен он посвятил родной Чите. Наиболее часто встречающийся сюжет – это исторические реминисценции архитектурных памятников, сооруженных на рубеже ХIХ-ХХ веков и сформировавших неповторимый облик забайкальской столицы. На своих полотнах Л. Рыжов спешит сохранить уходящее прошлое. Старые доходные дома обретают у него вторую жизнь. Творец не жалеет красок и Чита предстает во всей полноте и звучности колористической фантазии. Ее деревянные постройки, открытые мастером в начале 60-х годов ХХ века, материальны и гармоничны. Их кружевное убранство разнообразно, а структурная многоликость помогает каждый раз по-новому увидеть город. Но деревянное прошлое не заслоняет у живописца сегодняшнего дня. Бетонные многоэтажки как бы исподволь возникают на холстах, навсегда оставаясь лишь фоном. Они обычно плоскостные и безликие. А каменные особнячки с устремленными вверх шпилями и горящими в лучах заходящего солнца глазами-окнами эркеров обретают на полотнах не только свою биографию, но и вещественность Истории. Круг сельских пейзажей Рыжова очерчен природой и повседневностью. В жизни рядовой забайкальской деревни живописцу все кажется значительным, заслуживающим внимания Искусства. От таких полотен веет умиротворенностью и покоем. А неторопливый пульс сельской жизни бьется в такт с сердцем художника. В середине 80-х годов после поездок Л. Рыжова в Монголию его городские мотивы получили этнографическую характеристику. Эти полотна отличаются графической наполненностью, декоративностью решения, вниманием к бытовой стороне, проникнуты пониманием различных сторон жизни соседнего народа. В последние годы Леонид Степанович много времени посвящает педагогической деятельности. И его можно часто видеть в городе в окружении стайки юных художниц, внимательно следящих за движениями кисти мастера. Он обязательно напишет еще не один десяток картин и проведет еще не одну юбилейную выставку. Е.Г. Иманакова
|
|||
Обновлено 13.07.2011 21:33 |
Последние материалы
Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2130
|
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 27783
|
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 25399
|
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 24991
|
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 1773
|
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 26888
|
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 27167
|
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 28332
|
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3035
|
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 27790
|
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 27228
|
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 27269
|
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 3724
|
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 2712
|
Пятница, 30 Мая 2014 15:01
Хиты 2733
|