logo


Очерк о Жидке PDF Печать
Автор:   

О Жидке

Когда по указу 1736 года императрицы Анны Иоанновны и правительствующего Сената было решено построить и открыть почтово-грузовой тракт Нерчинск на Шилке – Нерчинские заводы на Аргуни, были основаны опорно-этапные сёла через каждые 30 вёрст друг от друга по всему пути такие как Колобово, Шелопугино, Ундинские Кавыкучи, Газимурские Кавыкучи и другие. Вскоре встал вопрос о строительстве вокруг этих мест вспомогательных сёл, так как опорные пункты не в состоянии были обеспечить тракт ни тягловой, ни рабочей силой, ни хлебом, ни прочими продуктами.

Требовался хлеб и провиант на Нерчинские заводы. Появилась нужда в рабочих кадрах и конной силе на работах в рудниках и рудоплавильных заводах, а также для выжигания угля и перевозки руд. К тому же долина реки Унды и её елани оказались на редкость плодородными по хлебу, огородным культурам и удобные для содержания скота. Так стали вокруг опорно-этапных сёл строиться вспомогательные сёла. Все они приписывались к притрактовым и к Нерчинским заводам. Так вблизи села Колобово выстроились и заселились сёла Лукино, Куникан, Жидка, Усть-Ягьё, Верхний и Нижний Тергени, Шадарон.

Село Жидка было основано в 1780 году. Как произошло название этого села установить точно не удалось. Но предположительно, что его привезли с собой из Орловской или Курганской областей Лесковы, Димовы, Гавриловы, Чеглаковы, Обуховы, Акатовы, Добровольские, и другие, которые были среди основателей села. Село расположено на правом берегу реки Унда. Вдоль села протекает небольшая речушка Жидкинка. С двух сторон оно как бы зажато двумя крутыми и высокими сопками, с юго-востока – горой Митихой, с северо-запада – горой Чунихой. Дальше за ними пошли плоскогорные елани, разрезанные падями и распадками. С начала освоения село застраивалось добротно, капитально, на века. Если кто помнит село в 30-х и 60-х годах, тот знает, что дома были индивидуальной застройки: большие, высокие, просторные, с большими окнами, а значит светлыми и красивыми. В большинстве своём пятистенные, на одного хозяина. Вокруг домов были большие приусадебные участки с огородами, добротными надворными постройками для скота, завознями для инвентаря и сбруи, амбарами для хлеба и разной снеди.

В селе была воздвигнута деревянная церковь и был один приход.

Село быстро разрасталось. Семьи жили в основном зажиточно. Кроме хлебопашества и скотоводства занимались извозом по найму. Село было богатое, красивое, всюду просматривалась чистота, опрятность. В 1851 году при образовании генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьёвым-Амурским Забайкальского Казачьего войска в селе Жидка образовался штаб казачьей сотни.

При образовании казачьего войска село стало называться станицей. Село вошло в пешее казачье войско, как5 и все сёла по реке Унде, и часть сёл по рекам Шилке и Онону.

Жидкинская сотня входила в подчинение второго Нерчинского округа, второй бригады со штабом в селе Шелопугино, седьмого батальона со штабом в Ундинской станице. В 1888 году пешие казаки были переведены в разряд конных.

В сотне был свой атаман с управой, два писаря, казначей, смотритель складов. Сотенные склады размещались в селе Колобово в бывшем поселковом складе-магазине. При сотне имелся свой суд и гауптвахта. Вся управа и суд были выборными. Выборы проходили на станичном сотенном кругу.

В подчинении Жидкинской сотенной станицы находились поселковые станицы Колобово, Усть- Ягьё, Куникан, Лукино, два Тергеня и Шадарон. В них были свои выборные на общественных началах поселковые атаманы и поселковые суды.

Станичный атаман

Он отвечал за сохранность порядка в пределах станичного района. Атаман наделялся административной, хозяйственной и военной властью. Ему подчинялись все станичники как казачьего происхождения, так и прочего. В его власти было наложить арест до 3-х дней, назначить на работы сроком до 3-х дней, либо наложить штраф до 3-х рублей.

На нём лежала обязанность полицейской власти: объявление новых законов, надзор за порядком, предупреждение нарушений и преступлений, производство предварительного дознания, принятие мер во время стихийных бедствий, задержание преступников и беглых, исполнение приговоров станичных судов, разрешение отпусков и определение вида на жительство. Атаман следил за исправностью путей сообщения, за правильным несением земельных повинностей и сбором недоимок, за сохранностью станичного имущества и хлеба, за исправностью снаряжения казаков. Он ведал предварительным военным обучением казаков-допризывников, призывом на службу, сборами и смотрами, следил за несением воинской повинности казаков. Станичное правление состояло из атамана, его помощников и доверенных 3 - 4 человек. Делопроизводством (письмоводством) занимались два человека – один по военной части, другой – по гражданской.

Станичный суд был двух степеней:
суд почётных судей, один на две станицы, суд состоял из 3 – 6 человек выборных, пользующихся почётом и уважением в обществе;
суд станичных судей, в каждой станице от 3 до 12 человек, пользующихся доверием, отличающихся безупречностью поведения и домовитостью.

Суд решал спорные жизненные вопросы между жителями, спорные земельные дела, имущественные дела и дела по правонарушениям. Станичный суд мог подвергнуть денежному штрафу до 6 рублей, аресту до 8 суток, назначением на общественные работы до 8 дней. При повторном нарушении мог размер взысканий увеличить – арест до 12 дней, штраф до 10 рублей.

Если суд был неполномочен решить тот или иной вопрос, то дело передавалось в окружной суд. Последним сотенным атаманом в Жидке был Колобовский житель купец Кузнецов Василий Спиридонович. Осенью 1918 года он запряг в кошёвку пару лошадей и поехал в Бянкино по своим делам. В селе Лукино заехал погостить к Григорию Устиновичу Димову, погулял там на свадьбе и поехал дальше. В это время на Жидку напали красные, и посчитав, что атаман бежал, устроили погоню. Догнали за селом Лукино в пади Каштак и расстреляли.

16 апреля 1917 года в Чите состоялся 1-й съезд Забайкальского казачьего войска, принявший решение о ликвидации казачьего войска и сословия.

Церковь

При освоении и застройке села первопоселенцами на кладбище была построена небольшая часовенка, которая там стоит до сих пор, правда, требует кое-какого ремонта. Во время создания казачьего войска была построена на пригорке деревянная церковь. Вокруг неё красовалась постройками сельская шк В селе была воздвигнута деревянная церковь и был один приход.ола на четыре группы, контора жидкинской сотенной станицы, медицинский пункт и почта. Это был культурный центр села.

В памяти сохранились последние служители этих учреждений. Это были довольно образованные, культурные, интеллигентные люди. При церкви о. Савва (Пентюхов?). При медпункте – Зайков Клим Матвеевич и Асламов. При школе супруги Некипеловы Иван Максимович и Вера Александровна.

Священник Пентюхов возглавлял в окрестных сёлах машинное общество по пропаганде и приобретении сельхозмашин: плуги, сеялки, жатки, сенокосилки и др. При приобретении помогал в их настройке и регулировке. Для этого из каждого села посылал людей в Читу на курсы слесарей. После революции в Жидке и Колобово помогал организовывать машинные товарищества. В 1930 году был репрессирован. А в 1937 был репрессирован и учитель Иван Максимович Некипелов. В 1930 году по известным причинам жидкинская церковь была закрыта. Не стало слышно звона колоколов, доходивших и до соседних сёл. Не стали в ней справлятсься религиозные ритуалы.

Когда организовался колхоз, то он здание церкви использовал как склад для хранения семенного зерна. Предосудительного в этом ничего не было, если церковь не могла дальше выполнять свою благотворительную миссию.

Когда образовался совхоз, то его руководители решили в этом районе создать культурный центр на свой вкус и лад. Соответственно, церковь стала мешать, и её снесли с лица земли.

Крепко и добротно была она построена из брёвен, тщательно подогнанных друг к другу. Брёвна были отработаны под скобу. Снаружи стены были штукатурены и побелены известью. Стоять да стоять этому красавцу, белому лебедю, так нет же, помешала. А если хорошо подумать, то хранить надо было её, если уж не для религии и нравственного воспитания, то для учебы на ней как надо строить. Показывать, как простые мужики-крестьяне умели прикладывать свой ум, способности и руки для строительства добротного и красивого.

В 1926 году был образован Дальневосточный край, куда вошла и Забайкальская область. В Забайкальской области возникли Читинский и Сретенский округа Дальневосточного края. Уезды и волости заменены районами. В Сретенском округе был создан Жидкинский район из 55 сёл. Центр района был Казаковский Промысел. В 1935 году Жидкинский район был разделён на два района – Шахтаминский с центром село Шелопугино и Балейский с ценром г. Балей. В Балейский район вошли сёла по реке Унда от села Жидка до Ундино-Поселья и сёла по реке Талангуй.

Справка о селе Жидка из Хабаровского госархива «Дальневосточная энциклопедия»

Село обосновано в 1780 году великороссами. По данным 1930 года в селе Жидка было 818 жителей обоего пола, 194 хозяйства. Нарезано земли пахотной- 5115 га, сенокосов - 1428 га, леса – 1012 га, прочих угодий- 1184 га. Под усадьбой села – 80 га.

Посев составлял 603 гектара, в том числе пшеницы – 197 га, ярицы – 119 га. Имелось крупного рогатого скота 605 голов, лошадей – 532, свиней – 94, овец и коз –249.

На 15 декабря 1930 года в селе имелась сельхозартель «Колхозник», находилась тракторная колонна из тракторов «Фордзон» - 10 штук обслуживающая девять сёл.

В селе имелись : охотсоюз, паровая мельница, отделение Росстраха, потребительское общество, кредитное товарищество, винная монополия, сельсовет, телефон, медицинско-фельдшерский пункт, школа колхозной молодёжи (ШКМ), школа 1-й ступени, ликпункт, школа малограмотных, изба-читальня.

В период массовой коллективизации в селе Жидка в 1930 году образован колхоз им. Ворошилова. В середине 1950 годов переименован в им. Хрущева. В1958 году колхоз им. Хрущева вошел в колхоз им. Ленина с центром Казаковский Промысел.

В 1961 году в селе Жидка образован Жидкинский совхоз, выделившийся из Ундинского совхоза.

Поселковые хлебные склады, магазины

В простонародье их называли мангазины. Хлебные магазины были утверждены по указу государыни Екатерины II в 1755 году не только в селениях государственных крестьян, но и в помещичьих, при величине оных в 50 и более дворов. Если дворов меньше, то села должны объединяться. Этот запас должен состоять на каждую ревизскую душу – 3 четверти ржи и 3 четверти ярового. При пополнении хлебных запасов в магазинах установить сбор: ржи - по получетверику, ярицы – по получетверице с каждой ревизской души. Собранный хлеб должен ежегодно обновляться.

При создании такого магазина в Куникане и Лукино 50 дворов не было. Жидка не была ещё обоснована. Поэтому магазин был создан один в селе Колобово на три села. Позднее к нему присоединились Жидка и Усть-Ягьё. Ближние магазины в кусту этих сёл были в Глинянке, Унде, Ильдикане и других. Считались такие склады-магазины как страховые.

Магазин находился на подотчете у поселкового сторожа (смотрителя), он ведал приёмкой зерна, учётом, выдачей, хранением и охраной. Распоряжался зерном поселковый сход. Все операции в нем выполнялись по приговору поселкового схода и поселкового правления. До 1850 года магазины были поселковыми. В1851 году магазин перешел в распоряжение станицы. Сотенная станица была в Жидке. Кроме зерна в нем стало храниться снаряжение для казаков и обмундирование. Склад-магазин был закрыт после гражданской войны и упразднения в Забайкалье казачества.

Амбары магазина были перевезены на жидкинскую паровую мельницу. Часть брёвен пошла на реконструкцию здания мельницы и амбаров, остальные сгорели в топке паровика.

По материалам: газета «Балейский рабочий» 18 июля 1991 г

 
Интересно? Поделись с другими:

Комментарии  

 
#3 Клавдия 13.08.2014 18:28
Котова. Как написано в статье,село Жидка основано в 1780 году. В расцвете крепостное право,какой помещик переселил несколько крестьян?Не было дорог из Европейской части России,это тоже не мало важно. Переселяли в это время из Сибири. Надо посмотреть перепись подушного населения . Вторая 1747года или третья ревизия 1762года даст точный ответ откуда были переселены крестьяне в Житку.
Цитировать
 
 
#2 Шандрыгин Алексей 30.04.2013 17:05
Здравствуйте. Хотелось бы не согласиться с предыдущим высказыванием. Я так же пацаном облазил всю церковь и утверждаю, что она была деревянная, разламывали её тракторами, а рядом стоит одноэтажное бетонное здание, построенное в семидесятых годах под ядохимикаты.
Цитировать
 
 
#1 комлев михаил геннадьевич 12.04.2013 01:10
Здравствуйте,зе мляки!Прочел о родном и любимом селе Жидка и неприятно удивлен мягко говоря неточности:Церк овь была каменная, т.е. кирпичная.Утверждаю это т.к. сам ловил на ней голубей. Может быть и другие данные не совсем верны?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние фото

Портрет Бориса Чередника. Холст, масло.
У ворот. Холст, масло.
Портрет А. Ванькина. Холст, масло.
Полдень на озере Зун-Торей. 2001 г. Холст, масло.
Снежный Кодар. 1999 г. Холст, масло.
Алханай. 2000 г. Холст, масло.

Последние материалы


Пятница, 25 Ноября 2016 17:43
Хиты 5596
Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2638
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 35015
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 31744
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 31214
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 2332
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 33436
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 33538
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 34671
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3686
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 33971
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 33280
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 33137
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 4534
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 3339

Карта посетителей




 

Система Orphus


© 2023 www.oldchita.org. Все права защищены.