Библиотека
Библиотека ЗО РГО
Галереи
Творчество
1868. История селенгинских монгол-бурят |
Автор: Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов | |||
Верноподданные Российского государства – казаки, кочующие монгол-буряты, бродячие хамниганы, именуемые инородцами, шаманисты, буддисты, не имеют письменных исторических родословных-хроник.1 У них имелись старинные легенды и предания. Предание гласит, что шаманка Асуйхан,2 происходившая из ойрат-бурят, подвластных Чингис-хаиу, обитала на берегу Байкал-моря. Однажды она встретила ревущего сивого быка. Поскольку не имела мужа, она подумала не совокупиться ли с ним. Подумала про себя и поверила в мысль, что Бурхан-Тэнгри послал ей быка в мужья.3 Задуманное свершила. Вскоре шаманка забеременила и родила двух сыновей: старшему дала имя Буряадай, младшему – Хоридой.4 Однажды Буряадай охотился высоко в горах, в еловом лесу, и, встретив там девушку, взял ее в жены. У них родились два сына: старшего звали Эхирит, младшего – Булагат.5 У Эхирита было восемь сыновей. Их многочисленное потомство, состоящее, из различных племен и народов, живет па той стороне Байкала, в Иркутской области, Верхоленске, Балаганске, в районе Иды. Множество бурятских родов живет на этой стороне Байкала, в Забайкальской области. Потомки Хоридоя и Булагата живут здесь, смешавшись с родами, перекочевавшими не так давно из Монголии. У Булагата было шесть сыновей. Их потомки, дав начало множеству родов, живут на той стороне Байкала, в Балаганске, Китое, на Ольхоне. В Нижнеудинске живут харануты и ашабагаты. Остальные, размножившись, живут в Забайкальской области, в районах Селенги и Кудары. Некоторые отделившиеся роды живут вместе с поздними родами, прибывшими из Монголии. Потомки восьми сыновей Эхирита и шести сыновей Булагата почитают прародителей Буха-нойона-отца, Будан-хатан-матерь, преклоняются живущему в еловом лесу Залман-нойону. У живущих на той стороне Байкала обычай совершать молебствия, брызгая молоком вокруг себя. Из живущих на этой стороне Байкала некоторые кударинские аймаки следуют такому обычаю. Хоридой жил на острове Ольхон, что на Байкале. Однажды три лебедицы спустились с неба на край озера и превратились в трех девушек. Сняв с себя одежду и украшения, оставив их па берегу, они зашли в море и стали купаться. Хоридой сильно изумился, он взял украдкой одежду и украшения одной из девушек и спрятал. Девушки вышли из воды, две надели одежду и украшения, превратились в лебедиц, и, поднявшись в небо, улетели. А одна не могла найти одежду и украшения, отнятые Хоридоем и осталась голой. Хоридой стал призывать свою мать шаманку Асуйхан и молиться. Поднялся сильный холодный ветер. Девушка, замерзнув и обессилев, оказалась в объятиях Хоридоя. С тех пор они стали мужем и женой. У них родились одиннадцать сыновей. Потомками тех одиннадцати братьев являются хоринские одиннадцать бурятских родов. Некоторые из них во время установления границы между Россией и Срединной империей остались на той стороне, среди баргу-монголов, китайцев и других народов, среди которых есть множество родственников хоринцев. У Хоридоя было одиннадцать сыновей. Живя с давних пор на острове Ольхон, Хоридой состарился, жена стала также старой. Однажды старуха сказала старику: «Я стала старой, родила одиннадцать детей и сейчас куда я уйду от своих детей. Отдай мою прежнюю одежду и украшения, перед смертью хочу покрасоваться». Старик, поразмыслив, отдал одежду и украшения. Старуха, надев одежду и украшения, превратилась в лебедицу и взлетела к дымоходу. Старик попытался поймать руками за ноги, но неудачно. Старуха, превратившись в лебедицу, улетела в небеса. Говорят, что с тех пор она не возвращалась. Хоринские буряты считают: предок их – лебедь, береза – коновязь. Соблюдая старинные обычаи, брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей. Потомки Хоридоя, Эхирита и Булагата жили в лесах, горах и степях вокруг Байкала, добывая еду на пропитание охотой и рыболовством. Они не были знакомы с религиозными книгами, не знали лам, хувараков, религию. Не было у них писанных законов. У них господствовал шаманизм, проповедывали они шаманские верования, проводили молебствия в лесу и горах, у воды. На землях к западу от Байкала, согласно христианскому календарю, в 1200 году располагались владения Киргизского (Хакасского) ханства. Английские и французские посланцы в количества ста человек, проехав через земли России, прибыли в местность Холошин на том берегу Байкала, соорудили лодки, на них переплыли Байкал и высадились на берег у посольского монастыря. Направились на Илимень, перевалили хребет Саридак и спустились, в Удунгу, затем преодолели Ара-Муртэ и Эбэр-Муртэ и прибыли в Тамчу. После отдыха в 1310 г. направились на юг, в Пекин. Там сидел на троне потомок Чингнс-хана Хайсан-Хулуг-хан, объединивший под своей властью монголов, тибетцев, китайцев. Так гласит сказание. Потомок Чингиса, Тогон Тэмур-хан, император Юаньской династии, управлял Китаем как великий правитель. В 1368 г., в год мыши была свергнута Юаньская династия, и с этого времени начала ослабевать мощь монголов. Выходили из под их повиновения территории, завоеванные богдо Чингис-ханом. Россия, Бухария, Сартул, Туркестан и множество земель одна за другой становятся свободными. Происходили восстания, наступили неспокойные времена, начались передвижения населения. Отдельные группы монголов, солонов, солонгутов маньчжурского происхождения перекочевали в район Байкала, некоторые перебрались на р. Ангара, Енисей, Иртыш, Лену, где проживают якуты, сойоты, самоеды, белые татары и другие народы. Так как монголы часто нападали на киргизов, последние были вынуждены сниматься с кочевий, искать свободные районы местожительства. Так они оказались в «известных ныне) киргизских землях, некоторые из них – в Западной Сибири (в Омской области), также в Семипалатинской области и недалеко от Уральского хребта, на окраине русской Сибири, на двух континентах, в Азии и Европе. Часть из них оказалась в Оренбургском крае. Говорят, что два киргизских аймака (большой и малый) имели до недавнего времени своих ханов. Ныне все киргизы являются подданными Российского государства. Многие киргизы приняли магометанскую религию, некоторые – христианство, того меньше последователей старинных шаманистских обычаев. Проживающие на севере Китая у Восточно-Китайского моря маньчжуры выдвинули из своей среды предводителя – тайцуна, сформировали сильное войско и в 1627 г. вторглись в Китай, свергли его хана Сохор-Ложи, захватили множество женщин и мужчин, их имущество, подчинили себе Китай. В тот период Тибет не имел своего хана. Так как государство в Тибете было слабым, на него нападали тюрки, персы, элеты, монголы и нарушали мир и спокойствие. Стремясь к установлению мира и покоя для людей, во имя процветания мудрых заветов буддийской религии, панчен-эрдэни Лувсан-Чойжамсо и его высоко превосходительство V далай-лама Агван Лувсан-Жамсо, присвоили Сэцэн-соржо-ламе почетное имя Илгагсан-хутухта и направили его в качестве посла в 1637 г. в ставку маньчжурского тайцуна в Мукден. Он прибыл туда с посланием и подарками. Тайцун был весьма польщен таким вниманием, возвел ламу-посланца в ранг жанжа-хутухты. В свою очередь тайцун преподнес панчен-эрдэни и далай-ламе дары и высказал свое почтение к буддийской вере. Это было началом перехода 4-х тибето-тангутских аймаков под номинальный маньчжурский административный контроль. Маньчжурский хан и его сановники, исповедовавшие шаманизм, хотели принять буддийскую религию для подчинения многих народов своей власти. С этой целью, наряду с шаманизмом, насаждали новую религию, строили хиты, сумэ, поощряли деятельность лам, хувараков. Потомок монгольского Тогон Тэмур-хана Бата Мунхэ Даян-хан объединил под своей властью все разрозненные монгольские племена. Каждому из своих 12 сыновей он выделил по аймаку, объявив их при этом ханами. После его смерти среди его потомков началась междусобная борьба за власть, за престол великого хана. Происходили военные столкновения. В конце концов великим ханом стал чахарский Лигдэн-хутухта. В 1635 году маньчжуры направили войска против Лигдэн-хана. В ходе сражений они сдержали победу. Лигдэн-хутухта-хана свергли с престола, пленили многих женщин и мужчин, заняли аймаки и хошуны, подчинили чахаров, сунитов, тумэтов, ордосцев, джарутов, джалаитов. Многие южномонгольские князья со своими аймаками попали под власть маньчжуров. В это время в Халха-Монголии существовали самостоятельные княжества Засагта-хана, Тушээтэ-хана, Сэцэн-хана, Сайн-нойон-хана. Элетский Цэрэн-Доидок, джунгарский Цэван-Рабдан, торгутский Аюка-хан и другие, жившие вдали, не испытывали маньчжурского господства, жили в условиях независимости и свободы. Примерно в 1660-х годах Галдан-младший – брат Сэцэн-хана вступил в конфликт с Цэрэн-Дондоком, принял на себя имя Бошокто (благословенный). Одолев сопротивление Цэрэн-Дондока, Галдан-Бошокто напал на три халхаские ханства, также на элетов. Завязались кровавые схватки. Оказавшись в безвыходном положении Засакта-хан, Тушээтэ-хан, Сайн-нойон вместе с Жебдзун Дамба-хутухтой направились в Мукден и Пекин и перешли на маньчжурскую службу при Энхэ Амгалан-хане. Против Галдана были посланы маньчжуро-китайские войска, которые навязали ему кровопролитные сражения. Ойратский правитель был оттеснен в местность под названием Алаг-ула Алтан-тэбшэ. Было убито большое количество воинов, также было много пленных. Досталось цинам множество трофейных имуществ. Это произошло в 70-х годах XVII века. В народе эти неспокойные времена сохранились в виде высказываний о восстании Бошоктохана и смутах Сайн-хана. Илийские черные торгуты перекочевали к низовьям реки Ижил (Волги). Это произошло из-за междуусобиц, имевших место в Западной Монголии еще до «восстания Бошокто-хана и смут Сайн-хана». Они стали кочевать до Каспийского моря. Их хан, обосновавшись в местности Манутохой, в 1630-х годах познакомился с русским царем Алексеем (Михайловичем, но не принял российского подданства. Несколько позже, в 80 годах XVII века хан Аюка установил добрые отношения с императором Петром первым. Во времена войн России со Швецией и Турцией этот хан на подмогу русским направил 10 тыс. торгутских конников. За эти заслуги император Петр I подарил Аюка-хану соболиную шубу, расшитую бархатом и золотом, золотой пояс и другие драгоценные подарки.6 В период правления Энхэ Амгалана в Срединном государстве князь Чингунжав с элетом Амарсаной установили союзнические отношения. Организовав повстанческие отряды, они подняли восстание с целью освобождения монгольских земель от маньчжурского господства. Много лет сражались Чингунжав и Амарсана с цинами. Маньчжуры поймали хитростью Чингунжава, а Амарсане удалось скрыться. В 1751 году он прибыл в Тобольскую область, в город Тюмень. Об_ этом узнали маньчжуры и потребовали выдачи Амарсаны. Русские отказались его выдать. Эти события происходили в годы правления цинского императора Тэнгэрийн Тэтгэсэна. Этот император имел встречу с тумэтским тайджи Соном-Сэрэном, которому было предложено отправиться в Россию и уговорить торгутов вернуться на свою исконную землю, в Монголию. Соном-Сэрэн направился в кочевья торгутов, затем нанес визит императрице Екатерине II. Получив ее благословение вернулся к торгутам. Это случилось в конце 1760 или в начале 1770-х годов. В то время правителем у торгутов был Даши-Дондок. Находясь среди них, Соном-Сэрэн пропагандировал идею возвращения на родину и добился согласия на перекочевку в Монголию. Началась подготовка к уходу. Решили все имеете подняться зимой 1771 г. Вопреки ожиданиям из-за теплой погоды река Ижил (Волга) не замерзла осенью и в начале зимы. Астраханские правители, узнав о затее торгутов, сообщили императрице. Пока выясняли факты, левобережные торгуты организованно отправились в путь. А жители правобережья остались на месте из-за невозможности перейти реку Ижил, ибо она не замерзла, не оказалось ледяного покрова. Торгуты, хойты, хошуты, дербеты, составляющие население правобережья, являлись подданными России. Они были освобождены от постоянных государственных повинностей. Потомки вернувшихся в живых из тех 10 тыс. воинов-конников, помогавших Петру I, были приписаны к Донскому казачеству. Беглецы-торгуты в пути подвергались нападениям, ограблениям со стороны казах-киргизов и других представителей местного населения. Они отнимали у торгутов имущество, женщин и детей. Многие в пути потерялись или погибли. Торгуты вышли к границе в районе рек Или и Булган в 1772 году и присоединились к местным торгутам. Русские войска, отправленные в погоню за калмыками, вернулись обратно ни с чем. На требование русских выдать Соном-Сэрэна, подбившего торгутов на побег, маньчжуры ответили отказом, памятуя о том, что русские власти отказали в выдаче Амарсаны. Из-за «торгутской проблемы» прекратилась торговля и более 10 лет она не возобновлялась. Вопросы мира и нормальных отношений обсуждались на переговорах Сибирского генерал-губернатора Лисицына с ургинским правителем Санжай-Доржо и в 1790-х годах было достигнуто соглашение об открытии торговли между двумя сторонами. У оставшихся на реке Волга калмыков была упразднена ханская власть. Привилегированным слоям русские власти стали присваивать звания князей, тайшей, зайсан-нойонов. Сохранили буддийскую религию, но запретили ездить по религиозным мотивам в Тибет и Монголию. Во время восстания Бошокто-хана, смуты Сайн-хана все, кто мог ходить, взяв с собой жен, детей, могущих передвигаться, и самое необходимое имущество, оставив стариков и больных, спешно ушли в район Байкала. Прибывшие из Монголии в Забайкалье беглецы оказались среди селенгинских бурят, нерчинских хамниганов и солонов. Они смешались с местным населением и положили начало 15 родам. Говорят, что у них монгольские корни. Это шарайты, атаганы, абагануты, хутухта, юншиб, хатагины, харидолы, захулы, узоны, хорчины, сонголы, хурлаты, саган-хара тайшинары, абагуты, абагачулы, арбатады, урянхай, онгуты, хирэд-хэрэгуты, орлуты. Это роды с самыми различными названиями из Бухарин – ширага, зээрэд-азарга. Это – маньчжурского происхождения – солон, солонгуты – русские называют их тунгусами. Некоторые из них живут княжествами. Отдельные роды смешались с другими родами. Это поздние пришельцы. Они не пришли сюда сразу всем народом. Кто-то пришел раньше, кто-то позже; и установить точный год их прихода трудно. Предположительно, они пришли в основном в период с 1620 года по 1760 год. Отдельные роды пришли намного позже, после установления границы между двумя государствами. Они расселились по берегам р. Ангара, вытекающей из Байкала, на реке Лена, берущей начало высоко в горах на северо-восточной стороне Байкала и на впадающих в Байкал реках – Селенга, Баргузин, Нижнеангарск, в верховьях р. Амур, на реках Онон и Ингода. Их поселения также появились на реках с самыми различными названиями. Они живут, смешавшись с потомками Хоридоя, Эхирита, Булагата. В Сибири, завоеванной Чингис-ханом, жили подвластные монголам киргизские и татарские ханы. В то время когда, в Западной Сибири близ Тобола жил татаро-монгольский хан, русский казак Ермак Тимофеевич, скрывавшийся за совершенные поступки у себя на родине, сколотил группу в 600 казаков из подобных себе людей и двинулся на восток. Перейдя через Уральские горы пришел в Сибирь. Здесь он сражался с татарским ханом, в ходе которого убил его, завладел его женами, детьми и имуществом. И задумал построить город Тобол. Так как у Ермака было недостаточно сил, он действовал хитро, покоряя сибирские народы. В 1580 годах он объявил о приведении Сибири под руку русского царя Ивана Васильевича. Ермак Тимофеевич и его окружение удостоились больших почестей со стороны царя. В тот момент, когда Ермак строил крепость-острог, на него напали отряды бывшего сибирского хана, среди которых были его родственники и близкие. Ермак был убит. Прах Ермака теперь находится в Тоболе. Таково было начало покорения сибирских земель. Дальнейшее освоение сибирских земель и покорение народов началось с 1620 годов. Первый русский посол отправился в Пекин в 1653 году по долинам рек Селенга, Чикой. В то время в Селенгинске русских было немного. В это время в Верхнеудинске и Итанце строились остроги, в районе Посольского монастыря имелась морская пристань. Русские вступили в контакты с местным населением – бурят-монголами и хамниганами. Они имели слабое представление о нравах и обычаях бурят-монголов и хамниганов. Думали, что у них дикие нравы и способны они на преступные действия. И, чтобы сблизиться с ними и подчинить их своей власти, прибегали к различным методам, в частности, безвозмездно отдавали им необходимые в быту товары и деньги. Постепенно произошло сближение русских с местным населением. Буряты, проживавшие на западной стороне Байкала, стали платить русскому царю подать ежегодно по 5 рублей деньгами, по пять шкурок пушнины. Сдавали их в Кулингннский острог, куда они и были прикреплены. Какой аймак, в каком году стал платить подать – ясак неизвестно. Сейчас Кулингинский острог называется деревней-крепостью. А может уже и нет его. Бурят-монголы и хамниганы были избавлены от нападений со стороны Монголии. Нерчинский хамниган Солотой (Солон), видимо, маньчжуро-толигусского рода нойон: он пришел с войсками в Нерчинск и познакомился с русскими начальниками, попросил разрешения перейти в русское подданство. Затем поехал в Москву, присягнул в верности императору Алексею Михайловичу, принял православие, перешел в подданство Романовых, стал князем Гантимуровым. Возвратившись обратно, обосновался на реке Ульга, впадающей в Ингоду и положил начало 15 родам хамниганов. Это, говорят, произошло 1650-х годах. Селенгинские сонголы пришли группами, кто раньше, кто позже. Их нойона звали Ухин. У Ухина было множество родственников, которые прибыли вслед за ним и присоединились к тем, кто вошел в контакт с русскими и принял русское подданство. Они познакомились с русскими и изъявили желание перейти в русское подданство. Ухин обнадежил их, однако держал их в лесу, а сам направился к Селенгинскому и Итанцинскому начальникам с просьбой направить против них войска, объясняя это тем, что они пришли убить его и забрать имущество. Просьба была удовлетворена. Прибывшие войска вступили в битву с пришельцами. Во время неразберихи, молодая женщина, желая стать невестой Ухина, схватилась за портупею его лошади и умоляла его спасти и взять с собой. Ухин посадил ее на лошадь сзади и спас ее: после женился на ней. Она родила восьмерых сыновей, которые дали начало восьми родам его потомков. Говорят, что его потомки – дети жили в достатке, имелись мясо и вино, придерживались прежней шаманской веры. По этому случаю Ухину были вручены подарки, в том числе, пушка. Было указано место для кочевий. Он был поставлен во главе всех бурят на этой стороне Байкала. Ему была вручена царская грамота с назначением его главным тайшой. Ухин вознесся высоко. Однако Ухин не проявил дальновидности. Говорят, что для укрепления единоличной власти, он расправился со своими близкими и родственниками. Это произошло в 1710-х годах. Селенгинские три рода табангутов в 1680-х годах, притесняемые монгольским Еши-Гунжи, возвратились из Монголии и поступили на русскую службу. Однако по неизвестной причине в 1690-х годах они обратно ушли в Монголию. Но прожив там более 10 или около 20 лет из-за тягот и лишений, они вновь возвратились обратно. Их возглавили младший Бадан-дархан-зансан, Даян-Монгол, юный Бодонгон и Заяата-хошигучи. И, возвратившись в 1720 году, они окончательно перешли в русское подданство. Россия и Срединная империя начали размежевание границы и территорий. В 1720 году для переговоров о границе прибыл в Пекин русский посланник Лев Измайлов в сопровождении 100 охранников. Миссия Измайлова завершилась провалом. В 1724 году, по поручению императора Петра Первого, чрезвычайный и полномочными посол граф Савва Рагузинский отправился в Пекин через Селенгинск. Он был на приеме у богдо-хана Энхэ Амагалана, вел переговоры о размежевании земель. Он пробыл Пекине почти два года. Пока он находился там умер ЭнхэАмалан. На престол вступил его сын Найралт Тов (Юнчжэн). В то время скончался Петр Первый, на престол вступила его жена Екатерина Первая. В 1727 году, в шести верстах от г. Кяхты на р. Буре состоялись переговоры графа Саввы Рагузинского с князем Сэцэн-ханом о разграничении земель, в результате которых договорились об установлении границы. Договор об этом был подписан в 1728 г. В переговорах вместе с графом Саввой Рагузинским участвовали тогдашние предводители бурят-монголов и хамниганов со своими служилыми людьми. Они показывали дороги, обеспечивали транспортом и продовольствием. За свои заслуги нойоны получили звание тайшей, шуленг, зайсанов. Им были вручены правительственные грамоты. Бурят-монголам было предоставлено право свободно псповедывать свою религию, быть верноподданными. Им было разрешено жить по своим традициям, со своим уставом, с правом выбора своих старейшин и глав. Кроме того, из хоринских и селенгинских бурят-верноподданных государства были сформированы отряды и им были приданы соответствующие знамена. Бурят-монголы и хамниганы взяли на себя охрану границ. Из среды их нойонов выбирался пограничный комиссар. По случаю установления мира между государствами император Найралт .Тов в 1729 г. направил посольство с подарками в Москву, императору Петру Второму, в сопровождении солдат. Послы через город Селенгинск последовали дальше. В Селенгинском комитете того времени переводчиком был зайсан Амар Андахай из Селенгинского подгородного отока-рода хурлад. Он со своим младшим братом Ботороем отправились с послами. Они взяли с собой напечатанную на монгольском языке книгу Жадамба, которую, как сказывают, Бодорой читал, не отрываясь. До прибытия в Москву Петр Второй скончался. Они прибыли ко времени восхождения на престол императрицы Анны Иоановны. Амар был на приеме у императрицы, удостоился пожизненного звания зайсана и грамоты с печатью и других наград. Амар с братьями и их потомки были освобождены от податей и повинностей. В 1730 году вместе с послами возвратились обратно. К этому времени служителей религии, лам и хувараков, стало много. Они начали преследовать последователей шаманизма. Религия Шакьямуни среди монголо-бурят Восточной Сибири первоначально распространилась именно на родине селенгинских монголо-бурят.7 В 1730-х годах селенгинские сонгольские роды возвели дацан пяти дацанов правобережья Селенги. Для его решения в Иркутск отправился Лубсан-Дампил Будаин. Туда же прибыл тайша Подгородного рода Мэргэн Бэлигтэ. В результате было решено назначить бандида хамбой этих пяти дацанов Лубсан-Жимба Ахалдайна. Это произошло в 1770 г. Этими 5 дацанами, вы веденными из подчинения Хэтэрхэйна, были Хулнорский, Деристуйский, Ичетуйский, Ацайский, Бургалтайский, так называемый старый Сартульский дацан. Последний был перенесен на новое место, в Гэгэту, и теперь известен как Гэгэтуйский дацан. В это время строилось помещение для богослужения в Загустае. Вскоре произошло отделение от Ацы Загустайского дацана. В штате Ацайского дацана было семь лам. Были построены Иройский и Янгажинский дацаны. В первое время в них богослужения проводили ламы из близлежавших дацанов. Среди прихожан Хулнорского дацана и дацанов в Деристуе и Аце было много потомков шести сыновей Булагата. Прихожанами Янгажинского и Иройского дацанов в основном являлись галзуты, давно отделившиеся от потомков Хоридоя. Во времена хамба-ламы Заягина Ахалдайн был сотником-даламой, затем получил звание соржо-ламы. После кончины Ахал дайна в 1795 г. бандида хамбо-ламой был избран его племянник Данжин-Дэмчик Еши-Жамсын. Однако он скоропостижно скончался. После него в 1801 г. хамба-ламой был избран его старший брат Данжин-Гаван Еши-Жамсын. Лама Хэтэрхэйн умер. Для поднятия авторитета и благосостояния ламаизма Императорское правительство решило оставить одного бандида-хамба-ламу. По правительственному указу в 1810 г. был назначен на эту должность Данжин-Гаван Еши-Жамсын. Назначенный императорским указом генерал-губернатором Сибири, направленный сюда Александром Павловичем, генерал Лавинский обратился к селенгинским подданным бурятам и казакам, чтобы они занялись выращиванием зерновых, и, уговорив их, обратился с просьбой к императору, чтобы заказать 765 плугов, 1520 серпов на Петровском заводе. Они были сделаны на государственные средства. В 1803 году было выделено необходимое количество семенного зерна из магазинов тарбагатайских, куналейских и орловских хлебопашцев. Научившись сеять, буряты ежегодно стали получать доходы, построили магазины и сейчас не хуже русских хлебопашцев стали выращивать зерновые. Некоторые занялись картофелеводством и овощеводством. Хоринские буряты жили на Ингоде и других землях, закрепленных за ними царской грамотой. Они уступили часть плодородных земель новым поселенцам. Главный тайша Дамба-Дугар Ринчинэй удостоился титула надворного советника (советника седьмого ранга), помощники тайши Павел Доржижабай, Цэбэгжаб Юмсэрэнэй, зайсан Галсан Мардайн – титула коллежских ассесоров (советников 8-го ранга). Родоначальники: галзутского рода – Баши Дугарай, Арсалан Мардайн, Дэчин Буумалай, худайского – Галзут Мунхын, саганского – Мохуу Унаганай, гушитского – Цэдэн Манжын, харганатского – Бадма-Цэрэн Гомбын, хубдутского – Дэлгэр Шонохоной, хуацайского – Зандан Василийн, шарайдского – Юмжаб Иваанай, бодонгутского – Даижин Доржын, батанайского – Ургэдэг Убугэнэй, хальбинского – Галша Омогтын удостоились титула титулярных советников (советников 9-го ранга). В 1801 году всем 17 нойонам были вручены золотые и серебряные медали, золотые и серебряные сабли. Земли, отданные поселенцам, процветали. Об этом сохранились предания хоринских старожилов. В 1805 г. чрезвычайный и полномочный посол граф Головкин с целью вручить письмо и подарки императора богдо-хану направился в Пекин. По пути заехал в сопровождении важных чиновников в Ургу, центр Внешней Монголии. Однако здесь не нашел общего языка с ургинским амбанем Юндэн-Доржо, поссорившись с ним, Головкин повернул обратно. В 1807 году в Кяхте состоялась встреча иркутского губернатора Трескина с ургинским амбанем Юндэн-Доржо. На переговорах они обсуждали вопросы, связанные с делом графа Головкина, в частности причины его отъезда и достигли мира. Как известно, четыре халхаских чулгана (сейма) в аймаках Засакта, Тушээтэ, Сэцэн-ханов и Сайн-нойона. Пределы Халхи простирались до Внутренней Монголии. Головкину и его сопровождающим были нужны подводы, продовольствие. Однако в весеннее время кони, верблюды оказались тощими, поэтому в Урге произошел большой переполох. По этому вопросу состоялось представительное совещание. Князь Юндэн-Доржи распорядился собрать из четырех аймаков Халхи 1000 голов скота для посольства, но пытался отложить передачу скота до осени. Так как во время пребывания графа Головкина в Урге произошла ссора с князем Юндон-Доржо, граф Головкин повернул обратно и уехал из города. 1000 голов скота досталась князю Юндэн-Доржо. Селенгинский засак Гуружав, находившийся в состоянии раздора с князем Юндэн-Доржо, обвинил последнего в присвоении собранных из 4 халхаских аймаков 1000 голов скота. Об этом Гуружав-засак сообщил богда-хану. Из Пекина в Ургу прибыл представитель богдо-хана, амбань Хара-мурэна. Была произведена проверка, в результате которой князь Юндэн-Доржо был признан виновным и попал в опалу. Однако пекинский чиновник получил от Юндэн-Доржо огромную взятку. Воспользовавшись юбилеем богдо-хана, его хорошим настроением, он вошел с ходатайством о восстановлении Юндэн-вана в должности. Богдо-хан постановил сохранить за Юндэн-Доржо должность амбаня, но снизив при этом на ранг ниже в княжеском титуле. Юндэн-ван нашел факты виновности Гуружава и его друга – брата богдо Жебдзун Дамба-хутухты и сообщил об этом богдо-хану. Брат хутухты и Гуружав были доставлены в Пекин и подвергнуты следствию. Это происходило после отъезда графа Головкина и начала переговоров в Кяхте между ваном и губернатором. Рассмотрение этого дела заняло примерно три года. Об этом рассказал родственник засака Гуружава, служащий монгольской армии Донжин-Доржо видному Кяхтинскому ламе китайцу Чибихину. До 1807 года каждый Селенгинский бурятский род имел одного-двух тайшей, четырех или пяти шуленг, от десяти до двадцати зайсанов. Кроме того, в каждом роду были заргучи (судопроизводитель), засул и тугчи (знаменосец). Они подчинялись находившемуся в Селенгинске участковому комиссару – русскому чиновнику, который в свою очередь подчинялся Верхнеудинскому земскому приходскому суду. Бурятский иноверческий заседатель избирался на три года. Уездное начальство постановило объединить всех бурят под единым началом, в ведении так называемой конторы, созданной на правом берегу р. Селенги, где р. Темник впадает в Селенгу, в местности Буралын Тохой. У родоначальника появились помощники – двое тайшей, несколько депутатов. В каждом отоке были один шуленга и зайсаны, назначенные по количеству людей. Так как не все было в порядке в административном устройстве и жизни народов Сибири, император Александр Павлович был поставлен в известность об этом и в 1819 г. он назначил действительного тайного советника графа Сперанского генерал-губернатором Сибири. Ему было поручено подвергнуть общей ревизии все сферы жизни и деятельности живущих в Сибири. Ознакомиться с бытом и хозяйством жителей Сибири, их благосостоянием и уровнем жизни, правовым положением и определить перспективу развития края. Он пробыл почти два года в Сибири и в начале 1821 года возвратился в столицу. Результаты своей ревизии он оформил в виде отчета и представил его на рассмотрение в Сибирский комитет. 22 июля 1822 года император распорядился разделить Сибирь на губернии, области и округа. Для сибирского разноплеменного люда было издано новое уложение. Были упразднены конторы, вместо них появились степные думы (сельские управы). По этому уложению тайша становился депутатом, заседатель – шуленгой-головой, зайсан – старостой. Голова должен был избираться. У старосты появились помощники. Бурят-монголы, хамниганы, бухарцы, татары и другие народы Сибири были разделены на три категории: на оседлых, кочевых и бродячих. Для защиты от распространившейся среди них оспы делались прививки. В 1790-х годах в ходе кампании по спасению населения от оспы была найдена сыворотка для прививок. Оспопрививание проводилось по всей России. В 1808 г. было принято правительством решение о массовом оспопрививании среди бурят. Для этого стали готовить кадры в Иркутском медицинском центре. Туда на учебу были направлены от Селенгинских восьми родов: из Гусино-озерского (Хул-норского) дацана Тунгалаг Биликто-лама, от Подгородного хурлатского рода гэлун Шадаб Далзанэ, сартульский ширетуй-соржо Бохоин, от бурятских шести родов щиретуй-соржо Орбу Баярын, из Сонгольского дацана Брайбунг Сультим Даржайн с друзьями. Получив соответствующую подготовку, они вернулись на родину и стали делать прививки своим сородичам. Затем они прошли аттестацию и, получив благословление у императора, в дальнейшем прожили обеспеченной, счастливой жизнью. Главный хоринский тайша надворный советник Галсам Мардайн и вдова покойного тайши Д. Ринчинэй – Чойжид Хатакин получили разрешение Иркутского губернатора Трескина на проведение мероприятия, посвященного памяти Ринчинэй. По их приглашению осенью 1811 г. в устье реки Тугнуй прибили бандида-хамба-лама, влиятельные священнослужители селенгинских дацанов. Для них были возведены специальные юрты. Состоялся большой хурал, в котором приняли участие бандида хамба Гаван Еши-Жамсын и ширетуи дацанов. Было роздано множество скота дацанам. Участвовавшие в торжествах видные деятели с обоих берегов р. Селенги при обсуждении кандидатуры хамба-ламы не могли найти общего языка, поссорились. И раньше они жили недружно. Говорят, при завершении торжеств хоринцы напились и устроили скандал. По предложению императора буряты, жившие в Иркутской области, стали заниматься земледелием. Согласно изданному в 1810 году указу, каждый взрослый мужчина получил 30 десятин земли. Французский князь Бонапарт, во главе французских войск, завоевал многие народы и государства, и, став могущественным, сверг потомственного правителя и, заняв престол, провозгласил себя императором Наполеоном. Он подчинил своей власти многих правителей государств Европы и Африки. И теперь решил завоевать Россию, Китай и другие азиатские государства. Он собрал под своим знаменем войска из завоеванных им 20 больших и малых стран в количестве 580 тысяч человек и 10000 единиц артиллерии. Мир был встревожен. И в 1812 г. в июне, напал на Россию. Их встретили передовые русские части, ко из-за недостатка сил, они отступили. Французские войска вошли в Москву. В Москве их никто не встретил. Жители ушли из города, прихватив с собой самое необходимое. А имущество и продовольствие было уничтожено или сожжено. Все необходимое было унесено или спрятано. Французы оказались в пустом городе. Русские войска маневрировали. Они нападали на французские обозы с продовольствием и боеприпасами, и перехватывали их. Русские наращивали силы. Усиливалась боеспособность их армии. И, наконец, изгнали находящиеся в Москве французские войска. Началось преследование отступающего противника. Было перебито и взято в плен большое число захватчиков. Бонапарт бежал с немногочисленными своими приближенными. Император России Александр Павлович изгнал чужеземные войска из России, затем он помог свергнутым Наполеоном властелинам и правителям восстановить свою власть. Австрия, Пруссия и другие страны вошли в коалицию с Россией, их армии вместе с русскими войсками вошли в пределы Франции и заняли столицу г. Париж. Войска французов были, разбиты или взяты в плен. Бонапарт был свергнут с престола и отправлен на остров Эльба. На французский престол был возведен законный наследник. На земле воцарился мир. Ранее возведенные Бонапартом на престолы правители были свергнуты, их места заняли законные наследники. Эти события происходили в 1814 году. Торжества в честь победы русского оружия проходили в Кяхте и в Монголии. В этом же году в Кяхту на торжества были приглашены представители хоринских и селенгинских бурят, в том числе бандида хамба-лама, другие высшие ламы и представители четырех бурятских казачьих полков. Русские войсковые начальники, китайские и монгольские нойоны праздновали много дней. Проводились конные скачки, боролись борцы, состоялась стрельба из лука. Устроили облавную охоту. Говорят, что это был большой праздник в честь императора. Во времена бандида-хамба-ламы Гаван Еши-Жамсына было построено множество дацанов, на той стороне Байкала – Тункинский, Аларский, на этой стороне Байкала – Цэжинский, Баргузинский, на Селенгинской земле – Гэгэтуйский, Иройский, Янгажинский, Кударинский, в Хори – Кудунский, Эгэтуйский, Чисанский, Хохюртайский, Ацагатский, Цолгинский, Агинский, Онон-Цугольский; у хамниганов – Хужиртайский, Тарбагатайский, Барисанский; у казаков-хамниганов – Олхунский, Зугалайский дацаны. В Хоринской степи вместо сгоревшего Анинского дацана, на средства умершего тайши – надворного советника Дамба-Дугар Ринчинэй, тогдашним главным тайшей Галсан Мардайном был построен новый дацан из кирпича, и он был освящен в 1813 г. Ширетуй Учетуйского табангутского дацана Тунгалаг Данжин Шолхойн был приглашен в Тунку на хурал. На этом хурале было объявлено о выводе из подчинения Мардайна ширетуя Анинского дацана Сойбон Тубшэнэй и о назначении на его место гелуна Шираба Малахайна. И было объявлено, что Шираб Малахайн переходит в подчинение Тунгалаг Шолхойна. В 1816 году представитель Селенгинского сартульского рода Зээрдэ-азарга ширетуй соржо-лама Чойжамса Бохоин по собственной инициативе перенес Бургалтайский дацан Гандан Пунсуглин в Гэгэтуй и, назвав его Данба Браибунг, решил построить дацан из кирпича на каменном фундаменте. Из-за случившегося межродового конфликта сартулы приостановили строительство дацана. Через некоторое время они возвели на том каменном фундаменте деревянный дацан. По указанию императора была начата работа по переводу Евангелия на монгольский язык. Для участия в переводе в столицу в 1818 г. отправились из хоринских бурят крещенный бурят Василий Татауров, представители харганатского рода Бадма Мурисун, худайского рода Номто Одаин. За заслуги в переводе Евангелия Мурисун, Одаин и Татауров были награждены золотыми медалями. Татауров и Одаин возвратились на родину, а Мурисун остался в столице, но вскоре там умер. Три миссионера из Англии в 1819 г. прибыли на эту сторону Байкала. Вначале они остановились возле Селенгинского городка, на юго-западной стороне Селенги. Через некоторое время двое из них переехали жить на Хоринскую землю, построили в Ане и Кудуне жилища. Третий остался жить возле Селенгинска. Целью появления их миссии была пропаганда евангелического учения среди бурят и обращение их в претестантизм. Изданное на монгольском языке сочинение по Евангелию местные бурят-монголы покупали в большом количестве, пробовали изучать, но желающих принять христианскую веру не нашлось. На востоке Хоринской земли, во времена пребывания двух англичан-миссионеров, Санжил Дандарын из хори-галзутского рода, старший брат ширетуя Онон-Цугольского дацана Лундуб Дандарына, перешел в католицизм и стал жить обособленно и проповедовать иную веру. Искоренялось влияние шаманизма. Лама хамниган-казаков Лубсан Паринлай, став ламаитом, отбирал онгоны и другие предметы шаманистского культа и сжигал. В подобной кампании участвовали ламы Сонгольского дацана Брайбун-Галсан Нимайлын и Содбо Нимайлын и другие. Начиная с 1820 г. на. Селенгинской земле, в Хори, Нерчинске, у 15 родов и казаков, в Баргузине, Цежине, Тунке, Алари преследовались шаманы. У них были отобраны предметы шаманского культа и сожжены. И с тех пор ни в одном аймаке, ни в одной местности не стало слышно о шаманах и шаманках. По указанию императора началось обучение грамоте бурятской молодежи, и в 1816 г. началось обучение в школе, открытой Селенгинским бурятским комитетом. На постройку школы на добровольных началах были собраны с населения деньги, имущество и скот. Из закончивших школы слушателей избирались тайша, заседатель, голова (выборный), староста, помощник, они становились очень полезными для своего народа людьми, особенно в делопроизводстве на русском и монгольском языках. Кроме того, это имело громадное значение, по их стопам пошли их дети. Эту школу в 1822 г. инспектировал инспектор школ Восточной Сибири, статский советник Словцов. В начале 1822 года из областного центра Сибирской губернии г. Омска знаток татарского и киргизского языков, титулярный советник Лобанов прибыл в Селенгинскую степную думу. Он пробыл почти год, и, выучившись монгольскому языку и письму, возвратился обратно. В 1823 году, учащиеся училищ из Омска Горелов и Литвинцев прибыли в Селенгинскую Степную думу. Пробыв там недолго, они отправились в Кяхту и улусы, чтобы выучиться монгольской грамоте, но пробыв больше года, они ни с чем возвратились обратно. У них была большая тяга к пьянству. В ноябре 1825 года император Александр Павлович скончался в городе Таганроге, что на берегу Черного моря. В декабре того же года его брат Константин Павлович взошел на престол России. Князь Александр Николаевич был объявлен наследником. Однако в январе 1826 года третий брат скончавшегося императора Николай Павлович был возведен на престол. Его наследником был объявлен князь Александр Николаевич. За период менее трех Месяцев произошла смена трех императоров. В 1825 году, 14 декабря, в городе Санкт-Петербурге, воспользовавшись сменой царей, представители дворянства именитые люди, торговцы, преследуя свои корыстные цели, организовали заговор. Произошли крупные беспорядки. Правительственные войска использовали пушки. Многие заговорщики были убиты. Некоторые схвачены. Недобрые помыслы заговорщики были пресечены. Пятеро зачинщиков были казнены. Остальные были сосланы в Сибирь, на эту сторону Байкала, на Нерчинские заводы. Многие заговорщики оказались в Чите, ими был построен острог, где они обитали. Несли охранную службу солдаты Нерчинского гарнизона. Комендантом гор. Нерчинска был генерал-лейтенант Лепарский. В 1830 году ссыльные были переведены на Петровский завод. Туда же переехал генерал Лепарскиа, который умер вскоре. По милости императора ссыльные были освобождены из мест заключения. Им были определены места жительства в близлежащих деревнях. Они назывались царскими ссыльными. Многие из них получили разрешение вернуться на родину – в Россию, а некоторые умерли в местах поселения. Отдельные ссыльные остались жить в этих местах навсегда. В 1829 г. по указу министра народного образования Императорский Казанский университет командировал кандидата Ковалевского и студента Попова в Иркутск для изучения монгольского языка, под руководством переводчика монгольского языка, статского советника Игумнова из Иркутского губернского управления. Они прибыли в Гусиноозерский дацан, в резиденцию хамба-ламы Гавана Еши-Жамсына. Они также должны были приобретать книги на санскрите, китайском, тибетском, монгольском и маньчжурском языках для университетской библиотеки. Они прибыли в Забайкалье, затем долгое время были в Селенгинской степной думе. После этого отправились в Кяхту, в сонгольские хиты. Ковалевский в 1830 году отправился в Пекин, в составе русской духовной миссии, в качестве старшего писаря и возвратился оттуда в 1831 году. В 1832 г. он прибыл в Селенгинский бурятский комитет и попросил лам, хувараков и простой люд сделать для него переписку книг на монгольском и тибетском языках, что и было сделано. И прожив 7—8 месяцев, зимой того же года возвратился в Россию, в Казань. Попов не ездил в Пекин, он долго жил в Сонгольском дацане и его окрестностях. Он также организовал переписку большого количества рукописей и ксилографов. Оба относились к своей работе добросовестно и ответственно. В Казани Ковалевского чествовали как генерала, а Попова как полковника: они стали большими авторитетами. Император заинтересовался состоянием буддийской религии. В 1830 году по его распоряжению генерал-барон Шиллинг был отправлен в Восточную Сибирь. Он, побывав на этой стороне Байкала, в Кяхте, на той стороне – в Иркутске, изучал ламаистские законы и порядки. В результате проверки им было установлено, что последователями ламаистской религии в Восточной Сибири являются на этой стороне Байкала четыре полка селенгинских бурят, хоринские и агинские жители, пятнадцать родов хамниган с 500 казаками, Баргузин, Цэжин, Тунка, Алайр, представители одиннадцати аймаков, и имелись 34 больших дацанов, множество сумэ, более 3500 лам и хувараков. Этот уполномоченный Шиллинг хорошо разбирался в книгах на санскритском и тибетском языках. В Онон-Цугол-дацане был Ганджур на тибетском языке: этот деятель отправил его в Россию. В других дацанах, у баидида-хамба-ламы, светских и духовных руководителей, он взял старинные, написанные золотом и серебром, рукописи и ксилографы, на тибетском и монгольском языках. Выписал из Пекина Данджур и Ганджур на китайском языке. Все эти книги были отправлены в Россию. В Иройском дацане для него были напечатаны книги с матрицы из дерева дикой яблони, также как и копии различных изображений буддийских божеств, отлитые из золота и серебра, меди и бронзы, срисованные с них картины-полотна. Эти вещи были собраны в избытке для отправки в Россию. Увезти эти вещи в столицу ему помогли сотник-хамниган казак Ерчито Хучирын и сонгольский казак Доржо Бошгунэй. Когда эти двое возвращались, он послал с ними в качестве подарка напечатанные мани для Сонгольского дацана и для знакомых. Пятидесятник сонгольского полка, коллежский регистратор Ринчин-Нима Ванчигын, который был в учениках у англичанина – миссионера в Селенгинске и, владевший русской и монгольской грамотой, сопровождал жандармского полковника Мишлова во время его пребывания в Селенгинске. В начале 1830 г. Ванчигын был вызван в столицу, был на приеме у императора Николая Павловича и награжден серебряной медалью с Владимирской лентой, кортиком с золотой ручкой и возвратился обратно с генералом бароном Шиллингом. Затем будучи учителем Троицкосавской русско-монгольской войсковой школы, основанной до введения нового устава для казачьего войска, он скончался. С 20 июля 1830 года началось наводнение, вышли из берегов реки Селенга, Чикой, Джида, Хилок, Темник. Особенно воды Селенги поднялись до подножий гор по обеим сторонам. Были видны только верхушки ив. Русские деревни, бурятские сезонные жилища и имущество оказались под водой, многое разрушено и унесено водой. В эту осень, вплоть до 15 сентября, вода не спадала до прежнего уровня. Осенью, зимой и весной было очень тепло и год был сытный. Поскольку люди не смогли заготовить кормов на зиму, скот пасся свободно всю осень, зиму и весну, но не было падежа и жертв. Почтенные старожилы не помнят на своем веку подобного. Говорят, за прошедшие 100 лет однажды произошло такое же наводнение. Но это не изменило уровня воды в Байкале, хотя воды Ангары помутнели и вышли из берегов. Селенгинский посадский комитет находился в Бурал-Тохое (середина Селенги). Из местности Зун Тэгдэ подплывали на больших лодках к входу в здание комитета и, спустившись на крыльцо, входили во внутрь и решали дела. Из-за наводнения, в 1831 г. посадский комитет был переведен в другое место. В 1831 году, по приказу императора, государственная комиссия посетила Закустайский и Гусиноозерский дацаны, Степную думу, дом заместителя главного тайши Ринчинэ, Учетуйский дацан, заезжали в уртоны Нарин, Лепарского, затем прибыла в Кяхту и ввела новую повинность. По бумажным деньгам того времени, это означало выплату от 4 до 5 рублей на душу. Эта новая повинность была введена официально в 1830 году. С тех пор каждый год собирают этот налог. У поляков – католическая церковь. Резиденция наследного правителя находится в Варшаве. Страна богатая, народу много, с широкой сетью учебных заведений. Живут они по соседству с Россией. С давних времен у них свой король. За прошедшие времена они то жили в мире с русскими, то приходили с войсками и беспокоили русских. В ходе этих войн Польша оказалась без правителя. И с 1760-х годов началось ослабление и упадок государства. Соседние государства – Россия, Австрия и Пруссия напали на нее. Правители этих трех государств, зная строптивый характер поляков, напали с трех сторон и укротили их. Россия, Австрия и Пруссия превратил Польшу в вассала и произвели раздел ее территории. И до настоящего времени поляки находятся в вассальной зависимости от России. Стремясь восстановить былую самостоятельность и особенно независимое существование, поляки поднимаются на освободительную борьбу, хотя это не приносит им победу. В 1833 году было получено разрешение губернского начальства построить молитвенный дом (сумэ), на месте теперешнего Селенгинского бурятского комитета на средства умершего заместителя главного тайши надворного советника Вампила Ринчинэ. Его сын – заместитель главного тайши, титулярный советник Ниндак Вампилын построил молитвенный дом, была возведена ограда и во внутрь сумэ были положены предметы религиозного культа и сочинения, подаренные из различных дацанов. И живущие рядом люди стали проводить там хуралы и молебствия. В 1852 году, когда нойон Вампилын отстранился от своих обязанностей, от его родственников потребовали возврата имущества государству, так как он злоупотреблял полномочиями и был осужден селенгинским бурятским населением. Затем состоялась всеобщая распродажа вещей, где все вещи были распроданы и унесены. В Онон-Цугольском дацане появился напечатанный на тибетском языке Данджур, а в других – рукописи Ганджура во множестве. Ганджур был переписан бурятскими ламами-хувараками и простым людом. И переписка продолжается до настоящего времени. Среди монголо-бурят, лам, хувараков и светских лиц появилось много людей, знающих астрологию, медицинские трактаты Китая, Тибета, Монголии. Появилось очень много разных хроник и родословных. Также появились в большом количестве книги, напечатанные на монгольском и тибетском языках с печатных досок. Появились также мани (заклинания) на санскритском и тибетском языках, напечатанные на медных и железных досках. Появились во множестве отлитые из золота, серебра, меди и бронзы изображения божеств, предметы культа. Стали проводиться богослужения, посвященные Майдари. В Онон-Цугольском дацане начала функционировать школа цанид. В 1830 г. монгольский соржо-лама Жаргалай вместе с ургинским Даша-габжа провели в Хоринском и Чисанском дацанах богослужение Вачир Эрихэ. Говорят, что от имени банчин-эрдэни Лубсан-Балдан Дамби-Нимы лама Гаван Еши-Жамсын удостоился разряда хубилганов (перерожденцев). Этот хамба-лама запретил хуваракам пить водку, объяснил им последствия вредного воздействия водки и, поведение лам и хувараков стало прилежным. Во времена этого хамба-ламы ламаистская вера среди монгол-бурятов Восточной Сибири получила широкое распространение. Данжин-Гаван Еши-Жамсыи был удостоен золотой медали первой степени, награжден орденом святого Александра с лентой, украшенной драгоценными камнями, золотой медалью св. Андрея. Пробыв 33 года на своем посту, он скончался в апреле 1824 года. Шестым хамба-ламой в том же году стал Данжин-Чойван, известный в народе, как родной брат умершего ламы Гаван Еши-Жамсына. Это было санкционировано решением губернатора Восточной Сибири. В действительности лама Чойван являлся младшим из трех сыновей старшей сестры Гаван-ламы, которая была замужем за Эрдэни из рода хатакин. В младенчестве его умерла мать. А Эрдэни жил в бедности. Родной дядя Гаван-лама взял к себе на воспитание трех осиротевших мальчиков и вырастил на своих руках. Некоторые люди, особенно русские думали, что Чойван является родным сыном хамба-ламы Гавана. Вместе с Гаван-хамбой жил его родственник Ганжур. Жена его Дулма как свое родное дитя вырастила и воспитала Чойвана. О той Дулме думали, как о супруге хамбы-ламы. Но это неправда. В 1816 году, когда проводилась ревизия, тогдашние хатакинские деятели ошиблись при регистрации Чойвана. Поскольку так случилось, Гаван, посоветовавшись с теми деятелями, записал Чойвана в Подгородний оток как своего младшего брата. Во времена этого хамба-ламы, в 1834 году по указу императора генерал граф Дисанто Алтасунта, а в 1835 году генерал-адъютант Чибкин прибыли в Кяхту. Первый отправился в бурятские улусы и в Гусиноозерский дацан, в резиденцию хамба-ламы, второй – генерал Чибкин – из Селенгинска поехал в резиденцию хамба-ламы, проявляя интерес к религии. В 1840 году по поручению императора ревизор генерал Черкасов прибыл в Кяхту. С ним камер-юнкер Львов совершил поездку по сельским местам, посетил Селенгинскую думу, Гусиноозерский дацан, интересуясь влиянием религии на благосостояние народа. В 1836 году в Казань для учебы в гимназии было отправлено четыре бурятских мальчика. Вместе с ними отправились из Болдоморского дацана и Гусиноозерского дацана засак Биликто и ширетуй Галсан Нихитын в должности надзирателя. В 1838 году Восточно-Сибирское начальство утвердило ламу Чойвана в должности хамба-ламы. В честь этого события в то лето в Гусиноозерском дацане состоялись большие торжества с участием большого количества народу. В 1841 году доромбо-лама Галсан-Содбо; родом из монгольских хорчинов и узонов, тайно перешел границу в районе Акшинской заставы и направился к нерчинским хамниганам. Засак гебгуй Селенгинского Учетуйского дацана и ширетуи-церемониал этого же дацана направились через Хоринские и Агинские земли в Селенгинские степи в Гусиноозерский дацан, в резиденцию бандида-хамба-ламы. Этот лама интересовался жизнью последователей ламаистской религии. Он общался со всеми, не делая различий, бедный или богатый, хороший или плохой. По его требованию была открыта библиотека. Осенью того же года, в Учетуйском дацане в течение двадцати дней он справлял церемонию вачир. Слава об этом ламе широко распространилась. Приезжали на молебствия к нему из трех родов армакских хамниганов, из Цежина и Закаменских двух дацанов, Тунки и Баргузина, затем приглашали его к себе. Слава об этом ламе достигла калмыков и аймаков даже Астраханской области России. Очень родовитый, почтенный лама с друзьями и вместе с живущим в Казани ламой Нихитын летом 1842 года находились на этой стороне Байкала. Они ездили к хоринским родам, оттуда отправились в Гусиноозерский дацан. Пробыв почти месяц в этом дацане, где они провели богослужение в честь Майдари. Приехала на богослужение группа мужчин и женщин – западных бурят. Этот лама зимой в холод, в очень холодное зимнее время, сняв носимую ламскую одежду и надев на голое тело украшения из серебра и железа, стал читать молитвенную книгу. А слушавшие его служители культа и светские люди, – мужчины и женщины, облаченные в очень теплые зимние одежды, очень замерзли и потому страдали. На вершину горы, где не ступала нога человека, которую гриф едва пролетал, на вершину горы Мундарга стремясь подняться, он шел почти два дня в сопровождении учеников и множества другого люда; идущие за ламой не поспели и отстали. Возвращаясь обратно, они скользили и падали, еле спустились вниз. Этот лама в сопровождении двух бурят и одного торгута, возвратился на свою родину, в Монголию. Оттуда он вскоре направился в Утайшан и в Тибет. Там собрал для бурятских дацанов и школ книги и предметы культа. Во время пребывания этого ламы в районе Онон – Цугол-дацана, выдававший себя за хуварака, Жалму Худоин попытался завладеть имуществом ламы, но не смог. Затем стал жаловаться на ламу начальнику близлежащего русского караула, но не получил с его стороны поддержки. Тогда он тайно связался с монгольскими караульными и сообщил им, что их лама, находясь на нашей земле, собрал очень много вещей, собирается возвратиться обратно, и что лама находится недалеко от вас, арестуйте его и отберите его вещи. Обо всем этом лама узнал. Земляки также узнали об этом и предупредили его. Но лама, не чувствуя за собой никакой вины, решил пуститься в путь. Пусть попробуют арестовать меня из-за имущества, рассудил он. Однако как только он вступил на монгольскую территорию, сидевшие в засаде недобрые монголы схватили его. С ламой ничего плохого не случилось. Говорят, что у себя на родине до недавнего времени он жил в здравии. Трое учеников, сопровождавшие его – ламу, посетили многие страны, познакомились с другими народами и живут в благополучии. Вещи ламы, на которые зарились Худоин и монголы, не достались никому. Торгуты, приезжавшие сюда для свидания с этим ламой, возвратились назад, а старый лама скончался. Задолго до этого, примерно в 1837 г., олет-монгол тубчин-лама Ёши-Доржо обосновался в районе Усть-Кяхты и джйдинского Болдомора. Здесь он пришел в себя после трудного путешествия. Он отличался пристрастием к водке, притом проявлял неуживчивый характер, из-за чего не мог долго жить на одном месте. Этот лама не брал взяток. Он умер на Хоринской земле. Главный тайша баргузинских бурят надворный советник Сахар Хамнын с одним бурятом отправился в 1830 г. в столицу, был принят императором, награжден кортиком и денежной премией. Он не принял православия и вернулся верным ламаистской религии. А в 1841 г. в столице побывал хоринский тайша Ринчин-Доржо Дэмбилын. Говорят, что там он был крещен, притом крестником был сам император Николай Павлович, а крестницей – императрица. Вернулся в звании засула (есаула). Стали его именовать тайшей Николаем Николаевичем Дэмбиловым. Зимой 1848 г. сгорело здание Хоринско-Анинской степной думы со всем имуществом и ценностями. Было установлено, что тайша Дэмбилов присвоил крупные суммы государственных и общественных денег и по его прямому указанию была сожжена дума. Он был арестован, осужден и отправлен в заключение. Вместо него главным хоринским тайшей был назначен Тарба Жигжидэй. Он получил благословение императора, хорошо справлялся со своими обязанностями. Но из-за конфликта, в котором была замешана дочь его родственника шуленги Очир Жамбалына, он был освобожден от должности. Со времени первого хоринского тайши Шодо Болтрикова прошло немного больше ста лет, родословная его была прервана, тайшей стал другой человек. В 1842 г. из Казани на родину вернулся лама Галсан Ныхитын. Он не имел сыновей. Весной 1843 г. отправился в Казань биликто-лама гецул Галсан Гомбоев из Хул-норского дацана и до сих пор не вернулся. В начале 1844 г. генерал-губернатор Восточной Сибири тайный советник Толстой с сопровождавшими лицами провел в Забайкалье почти два года, посетил Гусиноозерский и другие дацаны, степные думы. Но остались неизвестными его решения по религиозным и государственным делам. Из отправленных в Казань на учебу 4 мальчиков-бурят один умер, двое были отданы в солдаты. Доржо Банзарай, происходивший из табангутского урянхайского рода, с правого берега реки Учетуй, получил образование в Казани, сдал экзамены в Петербурге и был назначен чиновником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1850 году приезжал в Забайкалье, на родину, затем вернулся в г. Иркутск на работу, и будучи на своей работе пристрастился к вину и скончался в 1850-х годах. В 1846 году, осенью в гостях на свадьбе он поссорился с бандида-хамба-ламой Чойваном, после чего прибыл в Гусиноозерский дацан под покровительство ширетуй лацава Замбы. Он перестал посещать дацанские хуралы. И только после смерти того хамба-ламы, он стал посещать дацанские хуралы. По инициативе Найдана – сына Гомбо, младшего брата гелуна Доржо, было получено разрешение построить русскую церковь рядом с Селенгинским бурятским комитетом, возле давно и крепко заложенного фундамента дацана-хурдэ. Строительстве велось за счет собственных средств и пожертвований. Церковь была освящена иркутским архиреем, туда прибыли и попы. Зато, что Найдан Гомбоев работал учителем среди кударинских бурят и за строительство церкви он был награжден серебряной медалью, произведен в титулярные советники. Затем служил переводчиком маньчжурского языка у амурского военного губернатора. Говорят, что он ездит в Китай и Маньчжурию до пределов владений японского императора. Однако он не принял православия. Он также давно не приезжал на родину. Он стал весьма уважаемым человеком. На давно построенный и заселенный русскими город Албазин в 1685 г. маньчжурский император Энхэ Амгалан послал сильное войско и город был разрушен. Множество жителей было уничтожено, оставшиеся в живых вместе с попом Дмитрием были угнаны в Пекин и поселены в городе, для них была открыта церковь для отправления ими религиозных потребностей. Она называлась церковью св. Николая. Их потомки стали забывать свой родной язык и обычаи предков, перенимали китайские и маньчжурские обычаи и традиции. И тем не менее среди них приверженцев христианства не становилось меньше. В 1686 году русский посол Федор Головин прибыл в город Нерчинск на реке Шилка, что в 700 километрах от Албазина и вел переговоры с маньчжурскими политическими деятелями и военными чинами. Была достигнута договоренность о переходе Амура в ведение Маньчжурской империи, а Албазин был объявлен нейтральным до особых переговоров по его статусу. Стороны договорились о торговле. Было решено в каждые три года направлять по 200 купцов от каждой стороны в резиденцию Жебдзун Дамба-хутухты, на земли Тушээтэ-хана, в Долон-нор и дальше до городов Китая, а также в Нерчинск. Впоследствии, когда граф Савва Рагузинский поднимал вопрос об Амуре и Албазине, Сэцэн-хан не ответил на его предложения о переговорах. В 1847 году император назначил генерал-адъютанта, генерал-инспектора Муравьева-Амурского генерал-губернатором Восточной Сибири и командующим расквартированных там войск и с 1848 года начал поиски Албазина и Амура. Генерал Муравьев установил контакты с живущими там маньчжурами и многими другими народами. Вошел в их доверие и затем начал строительство поселений и острогов, куда были поселены люди. В 1850-х годах чрезвычайный и полномочный посол граф Путятин отправился в Пекин. По пути остановился в Кяхте, но по неизвестной причине поехал в сторону Амура, и, вступив на маньчжурскую территорию, вел переговоры с представителями Срединной империи. Но эти переговоры оказались безрезультатными. В 1858 году генерал Игнатьев отправился в Пекин через Кяхту, пробыв там некоторое время, и добился заключения мирного договора. Установились добрососедские отношения между Россией и Срединным государством, называемым Дайцинской империей. Наши купцы стали покупать в большом количестве чай, развернули торговлю в древней столице Китая – Нанкине, в Шанхае, и во многих других городах. А китайские купцы, торговцы развернули торговлю в крупных городах России, даже в странах Европы и Азии. В 1851 году по предложению генерала графа Муравьева-Амурского на основанной им новой территории была образована Амурская область, а территория, расположенная восточнее Байкала, стала называться Забайкальской областью с центром в г. Чите. Вместо градоначальника в Кяхте появился пограничный комиссар в чине майора. Кяхтинская таможня была перенесена в г. Иркутск. Служивший секретарем у бандида-хамба-ламы Чойван Еши-Жамсына зайсан Селенгинского хатагинского рода Дамба Вамбуин в 1850 году по своей инициативе отправился в столицу, был принят императором и награжден серебрянкой медалью. Вернувшись был определен в штат Кяхтинского пограничного комиссариата переводчиком монгольского языка. Его потомок из сонгольского аймака по имени Буда Хотогын, будучи главой сонгольского рода по наследству, по неизвестной причине оставил свою должность. По своему желанию стал переводчиком, маньчжурского и монгольского языков в Кяхтинском пограничном комиссариате. Вскоре стал коллежским ассесором. Затем при генерале, графе Муравьев-Амурском перешел в православие и принял новое имя Головкина. В 1867 году, по своей инициативе Головкин отправился в столицу, был на приеме у императора, удостоился награды. Он поступил па службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. Стал уважаемым человеком. Сын служилого Бадма Донсохона, гелун Сультим-Шираб Бадмын из рода хуацай хоринско-агинских бурят, будучи в столице со своим младшим братом, принял православие, стал надворным советником, и был награжден серебряной медалью. Он был Прикомандирован к госпиталю. Работал в Восточной Сибири, в Чите и Иркутске. В 1848 г. камер-юнкер Левашов прибыл в Забайкалье, посетил Селенгинскую степную думу, резиденцию бандида хамба-ламы в Гусиноозерском дацане, другие религиозные центры во всех аймаках, степные думы, иноверческие управы. По заданию правительства он изучал состояние ламаистской религии, религиозные постулаты. Затем в Иркутске вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири генералом Муравьевым составил новое уложение по ламаизму. 15 мая 1853 г. император Николай Павлович утвердил его. В соответствии с этим уложением лама Данжин-Чойван Еши-Жамсын был утвержден бандида-хамба-ламой всех последователей ламаистской религии Восточной Сибири. С этим сообщением в Гусиноозерский дацан прибыл генерал Забайкальского казачьего войска Запольский. Началось печатание ксилографическим способом книг на тибетском языке по инициативе ширетуя Деристуйского дацана, выходца из первого атаганского рода селенгинских монгол-бурят Чагдаржаб Вампилына. После его смерти сын его старшего брата титулярного советника Ниндак Вампилына Хандажаб Ниндагын, штат-лама Чойжи Жалсан, его братья Сультэм, Хаидажаб, ныне исполняющий обязанности бандида-хамба-ламы, ширетуйлама, ведущие ламы и чиновники атаганского хошуна внесли значительный вклад в общественный фонд поддержки веры. С 1856 г. Гусиноозерский дацан начал строиться из кирпича. Там была создана школа цанит, также стали проводиться манихуралы. В Деристуйском и Янгажинском дацанах также появились подобного рода школы. Цам-хурал начал функционировать в Иройском дацане. Было решено заложить каменный дацан в Онон-Цуголе, также в Болдоморе. Были доставлены тибетские Данджуры в Болдоморский и Деристуйский дацаны. Лама Данжин-Чойван Еши-Жамсын 21 год занимал должность бандида хамба-ламы. В ноябре 1859 г. он отправился по просьбе лам в Гэгэтуйский сартульский дацан для участия в религиозной церемонии. Он не доехал до того места. В пути остановился в Иройском дацане, где скоропостижно скончался. Останки тела были привезены в Гусиноозерский дацан. Там рядом с дацаном был построен небольшой сумэ, в котором он и был погребен. Этот лама строго наказывал за пьянство лам и хувараков. Указом императора Данжин-Чойван Еши-Жамсын был награжден золотой медалью первой степени с Анненской лентой для ношения на шее, орденом второй степени, украшенном драгоценными камнями. Он умер до того, как получил чин советника 3 класса. В соответствии с ламаистским уложением ширетуй Гусиноозерского дацана являлся бандида-хамба-ламой. В феврале 1860г. в Селенгинской степной думе собрались чиновники-сайты, крупные ламы для выдвижения кандидатур на должность бандида-хамба-ламы. Были выдвинуты три кандидатуры на вакантную должность, о чем было сообщено в марте того же года представителям власти. Пришлось ждать долго утверждения. Император Александр Николаевич издал указ об утверждении ширетуя Сонгольского Балдан Бранбун хита (Ванчигына) в должности бандида-хамба-ламы. Подданные Российского государства тогдашние жители Восточной Сибири бурят-монголы и хамниганы знали о восхождении семи бандида-хамба-лам. В соответствии с ламаистским уложением резиденцией хамба-лам был Гусиноозерский дацан. В Бурятии имелись 34 больших дацана, много малых сумэ, 285 штатных (авторитетных) лам, гелунов, гецулов, банди. Хувараки обучались в 35 дацанских школах. Почти 200 лет прошло с тех пор, как среди бурят-монголов и хамниганов Восточной Сибири распространилась религия святого Шакьямуни. Эту летопись завершил в ноябре 1868 г., в год желтого дракона зимой дархан тайша селенгинских монгол-бурят убаша Дамбп-Жалсан Ломбо-Цэрэнэй. ПРИМЕЧАНИЯ 1. По «Уставу об управлении инородцами» 1822 г. народы Сибири, разделялись на 3 разряда: 1. оседлые, 2. кочевые, 3. бродячие. К оседлым причислялись постоянно живущие в городах и селениях. К кочевым причислялись народы, живущие в определенных местах, которые в зависимости от времени года кочевали со скотом на новые места. Бродячими считались переходящие с одного места на другое по рекам и урочищам». См.: История Бурят-Монгольской АССР, т. I. Улан-Удэ, 1954, с. 223—225. 2. Шаманка Асуйхан фигурирует почти во всех бурятских мифах о булагатах и эхиритах, то в роли воспитательницы Эхирита и Булагата, то как их прародительница. Предания об Асуйхан тесно связаны с мифом о Буха-нойоне и часто входят в него как его продолжение, но они встречаются и самостоятельно. Известны разные варианты легенд о шаманках Асуйхан и Хусыхен. См.: М. Н. Хангалов. Сборник сочинений. Улан-Удэ, 1958; И. А. Манкигеев. Бурятские шаманистские и дошаманистские термины. Москва, 1978. 3. По шаманистским повериям тенгрии считались духами-гениями, оказывающими воздействие на жизнь людей. Среди тенгриев, как и среди людей, различались две категории, добрые и злые. В основе этого воззрения шаманистов, как и всякой религии, лежало бессилие людей в борьбе с природой, что порождало веру в богов, в чудеса и т.д. См.: Т. М. Михайлов. И истории бурятского шаманизма с древнейших времен до XVIII в. Улан-Удэ, 1989. 4. В большинстве исторических хроник принято считать, что предок хоринцев – Хоридой имел дочь и 11 сыновей. От первой жены Баргужин-гоа родилась- дочь Алан-гоа, от второй жены Шаралдай, родилось 5 сыновей – Галзуд, Хуацай, Хубдуд, Гушад, Шарайд, а от третьей жены Нагатай – шестеро сыновей: Харгана, Худай, Бодонгуд, Хальбин, Саган и Батанай. Эти 11 сыновей и считаются главами 11 хоринских родов. 5. Эхирит – мифический предок племени эхиритов, считавшийся сыном пестрой рабы (налим), обитавшей в береговой щели озера Байкал. Эхирит был пойман бездетной шаманкой Асуйхан при помощи Булагата. Этот миф о происхождении эхиритов, как и его варианты отражали переход древних племен к скотоводческому занятию, соответственно которому, переосмысливались более древние мифы. Изменились виды тотемических предков и их родственные отношения между собой. См.: И. А. Манжигеев. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Москва, 1978. Булагат - мифический предок, родоначальник булагатов, считавшийся незаконнорожденным сыном Буха-нойона и Будан-хатан. 6. На рубеже XVI – XVII вв. из Западной Монголии перекочевали в пределы Южной Сибири отдельные группы торгутских, дербетских и хошутских племен, затем в 1630-х годах они появились в низовьях Яика и Волги. Их стали называть калмыками. Слово «калмык» тюркского происхождения оно означает «оторвавшийся», «отставший». Калмыки сохраняли связи с Западной Монголией и с теми ойратами, которые оставались в Сибири. Во второй половине XVII в. и в XVIII в. продолжались переходы ойратов на р. Волгу. В конце 40-х годов там возникло Калмыцкое ханство, вскоре вошедшее в состав России. См.: Ш. Б. Чимитдоржиев. Взаимоотношения Монголии и России. XVII—XVIII вв. М„ 1978, с. 14—31., И. Я. Златкин. История Джунгарского ханства. М., 1964, с. 158—161. 7. Селенгинские монголо-буряты. В бурятоведческой литературе широкое распространение получило представление о бурятах, как о народности, состоящей из 4 или пяти главных составных частей: эхиритов, булагатов, хоринцев, хонгодоров и, наконец, селенгинцев. Если первые четыре названия племенные, то последние – селенгинцы – наименование географическое, но не этническое. Селенгинские буряты по территориальному признаку объединяют племена, роды и группы бурят разного происхождения, выходцев из Монголии и Предбайкалья, населяющих оба берега р. Селенги до Улан-Удэ. Они были разделены на 18 родов.
|
Последние материалы
Пятница, 25 Ноября 2016 17:43
Хиты 1206
|
Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2234
|
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 29636
|
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 27081
|
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 26516
|
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 1988
|
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 28644
|
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 29093
|
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 30133
|
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3277
|
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 29487
|
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 28824
|
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 28791
|
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 3903
|
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 2852
|