Библиотека
Галереи
Творчество
Великий имам Мухаммед-Габдулхай |
Автор: Илья Баринов | |
25.01.2012 13:51 | |
Мухаммед-Габдулхай не любил отвечать на вопросы, предпочитая скользить крючковатым пальцем по вязи Корана и вспоминать высокий минарет читинской мечети, взмывающий в голубое забайкальское небо. А рассказывали о нём разное и детвора посёлка Колхозное Челябинской области любила байки о старике Курбангалиеве. Легенды о нём, наводнившие Южный Урал в «семидесятых», не уступали сказаниям Шахерезады. Говорили, что этот седобородый башкир сидел в ГУЛАГе, а прежде якшался с врагами Советов – белогвардейцами, самураями, казаками… Сплетничали о его дружбе с заклятым недругом Чапая – генералом Каппелем. О жизни на японских островах. О сражениях бок о бок с атаманом Семёновым и грозным бароном Унгерном. «Полк Мухаммада» Зимой 1920 года в Забайкалье прибывали остатки разгромленной армии Колчака. В разношёрстной массе отступающих белогвардейцев выделялись наспех организованные башкирские эскадроны. Распевая национальные песни, они приближались к Чите. «Мы только и ждали присоединения к войскам атамана Семёнова, - писал в мемуарах «Башкиры в Забайкалье» поручик Галимьян Таган. – Омские газетные сообщения о том, что около атамана Семёнова группируются мусульмане, у него есть представители Аравийского королевства, он получил Мусульманский орден, есть национальные мусульманские части, поддерживали настроение воинов-башкир». 30-летний атаман действительно стремился объединить вокруг себя национальные меньшинства. Ещё в январе 1918-го, создавая свой Особый Маньчжурский отряд, он включил в него «кавказских инородцев». Позднее, в конце 1918 года, при «семёновском» штабе была введена должность главного муллы. Мусульмане участвовали в работе местных государственных органов, общественных организаций. Был среди сподвижников Григория Михайловича и представитель Хиджазского Аравийского Королевства, подполковник Турецкого генштаба Асланов, который в 1919 году вручил атаману мусульманский орден и присвоил ему звание «защитника религии, науки и права». Стремясь заручиться поддержкой двух с лишним тысяч башкирских воинов, Семёнов решил встретиться с их духовным лидером Мухаммед-Габдулхай Курбангалиевым. Но, прежде чем предстать перед легендарным имамом, атаман узнал всё, что известно о таинственном мусульманине. Выяснилось, что предводитель колчаковских башкир родился в 1889 году в Оренбургской губернии. Его отцом был популярный в России имам-хатыб Габидулла Курбангалиев. В 1914-м Мухаммед окончил мусульманское училище – медресе, а в 1916-м – стал управляющим Петербургским округом мусульман. Будучи башкирским националистом и противником социализации земли, Курбангалиев в 1917 году выступил против большевиков сначала на стороне атамана Дутова, затем – адмирала Колчака. Наконец, 14 марта 1920 года они встретились в читинском доме атамана. Здесь Семёнов поведал о своих прожектах федеративного переустройства России и выразил готовность помочь Курбангалиеву в создании Военно-Национального Управления башкир Российской Восточной Окраины, прозванного в народе «Полком Мухаммада». Агент влияния Утром 17 июня 1920 года на площади перед мечетью собрались тысячи мусульман. Вздымая клубы пыли, промаршировал почётный караул. Над шумной толпой верующих возвышались генерал-лейтенант Лохвицкий, генералы Зубковский и Жуковский, японский капитан Курасава, атаман Семёнов и башкирские вожди, пришедшие поздравить единоверцев с праздником Ураза-Байрам, впервые столь широко отмечавшемся в Чите. «Здесь, в Забайкалье, мы бедны, раздеты и без лошадей, - перекрикивал собравшихся Мухаммед Курбангалиев. – Но мы двигались сюда не за роскошью!». Прерванный возгласами «Ура!» и «Аллаху Акбар!», имам оглядел обступавших его татар, башкир и кавказцев. Оглядел «Полк Мухаммада», который просуществует лишь четыре месяца. В ноябре 1920 года белые в спешке покидали Читу. К этому времени Мухаммед уже похоронил на старочитинском кладбище своего брата Аруна, погибшего в боях за забайкальскую столицу, встретился с мистическим бароном Унгерном и влиятельными харбинскими эмигрантами, а, главное, заручился поддержкой офицеров «страны восходящего солнца». «Военное командование Японии оценило возможности авторитетного имама М.-Г. Курбангалиева, бывшего известным и популярным в военных, политических и религиозных кругах Сибири, - пишет доктор исторических наук Айслу Юнусова. – Идея создания мусульманских государств-марионеток в Северо-Восточном Китае, Центральной и Юго-Восточной Азии давно вынашивалась в правительственных кругах Японии. Для её реализации необходимо было подготовить почву – создать в среде многотысячного мусульманского населения этих регионов привлекательный образ Японии… М.-Г. Курбангалиев вполне годился для роли агитатора и трибуна, а точнее агента влияния». Сделав ставку на самураев, имам покинул Забайкалье и эмигрировал в Маньчжурию, откуда в 1924 году переехал в Токио. Здесь Курбангалиев основал и возглавил «Союз магометан, проживающих в Японии», построил исламскую типографию, мечеть и школу-медресе. Став «Великим имамом» для тысяч мусульман Маньчжурии, Японии и Кореи, он издал первый на Дальнем Востоке Коран и развернул движение за равное положение ислама среди других конфессий Японии. Требования башкира были услышаны, и в 1939 году японский премьер Хиранума уровнял ислам в правах с буддизмом и христианством. Но Мухаммеду удалось выиграть не все дипломатические сражения. В том же 1939-м японское руководство, испугавшись популярности проповедника, отправило его в «добровольную ссылку» в китайский Далянь, где осенью 1945-го он был арестован бойцами советского СМЕРШ. В перерывах между допросами мусульманин придумал новую партию. «Будучи сведущим лицом, специалистом, связанным с высокопоставленными деятелями мусульман Дальнего и Ближнего Востока, а также высокими лицами Японии, я желаю прилагать усилия по установлению взаимопонимания и дружбы между мусульманами мира и СССР», - писал Курбангалиев всесильному Берия. Ответ Лаврентия Павловича был прост – 10 лет Владимирской тюрьмы. P.S. Выйдя в 1955 году на свободу, Мухаммед-Габдулхай остаток жизни провёл в доме своей младшей сестры, в челябинском посёлке Колхозное. В 1972-м, когда селяне провожали старика в последний путь, местная детвора продолжала шептаться о таинственном башкире, любившем водить крючковатым пальцем по страницам Корана. Илья Баринов Источник: Забмедиа.ru
|
|
Обновлено 27.03.2012 18:41 |
Последние материалы
Пятница, 25 Ноября 2016 17:43
Хиты 4299
|
Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2507
|
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 33494
|
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 30471
|
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 29858
|
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 2234
|
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 32059
|
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 32241
|
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 33314
|
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3552
|
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 32668
|
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 31946
|
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 31839
|
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 4359
|
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 3194
|