Библиотека
Библиотека ЗО РГО
Галереи
Творчество
1839. Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов |
Автор: ДоржоДарбаев | |||
1-я часть. Собрав письменные и устные сведения из материалов степной думы, указаний голов отоков и других людей, привожу нижеследующее:1 1. Хоринцы ведут происхождение от Баргу-дайчина, главного из трех сановников монгольского Алтан-хана. Одиннадцать сыновей Хоридоя, младшего из трех сыновей того Баргу, стали праотцами одиннадцати отоков-родов. Поскольку с ними перемешались потомки других родов, их теперь невозможно различить. Потомки Хоридоя были охотниками, вели кочевую жизнь. Только впоследствии, говорят, они стали оседлыми. Что касается того, как они обратились в веру Шакьямуни, то давно во времена того далекого Алтан-хана из великой снежной страны, находившейся на западе, пригласили ее хранителя, облаченного властью, сострадательного хутухту-ламу, перерожденца Хоншим-бодисатвы, всеведущего Соднам-Чжамсо, который усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли. Впоследствии солонгутский хан Бубэй-бэйлэ-батор, его сын по имени Дай-хун-тайджи и невестка Балжан-хатан почитали ламу, именуемого Хухэн-гэгэн. Бубэй-бэйлэ, отец Дай-хун-тайджи, во время сватовства невестки Балжан-хатан подарил своему сыну в качестве приданого 11 отоков.2 Из-за тяжелой жизни там некоторые из этих 11 отоков откочевали на земли русского государя и, доверившись, стали его подданными. Эти события, связанные с ламой Хухэнгэгэном и Дай-хун-тайджи, произошли примерно в 1604 г. В 1648 году уплатили Нерчинскому управлению российского государя первую подать от каждого из 160 достигших совершеннолетия душ, называемых саадак,3 по 20 копеек. Когда они прибыли в страну русского царя, у них были монгольские и тибетские ламы, обучая их, передавая им знания и учение, распространяли буддийское учение. Говорят, в период распространения буддизма российские и китайские правители заключили в 1727 году договор об установлении пограничных пунктов.4 У хоринцев первым дархан-ламой стал гецул Жимба-Ринчин, получивший титул дархан нансо. Сегодняшние хоринцы люди одной кости с баргу-бурятами живущими на северном побережье Байкала и баргу-монголами живущими на землях китайского императора. 2. Когда хоринцы кочевали на северной и южной стороне моря Байкал, в 1703 г. от имени Его величества императора Петра I им была пожалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Удэ, Тугную, Хилке, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах — охотой.5 3. Обычай установления прямого родства у хоринцев таков: дети родных братьев до второго поколения называются уйелэн, а родственники в следующих поколениях называются хаяалан. Начиная от прародителя, должны считаться братьями до седьмого колена. Это нашло отражение в высочайшем указе от 14 марта 1718 г., в статье находящейся на 329 странице первого тома. У людей, не имеющих наследников мужского пола, наследство переходит к дядьям и внукам по отцовской линии. Это относится к братьям и дядьям четырех ближайших поколений. Согласно вышеупомянутой грамоте Иркутской провинциальной канцелярии хоринским тайшам был пожалован в 1749 году указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы. 4. Согласно вышеупомянутой грамоте Иркутской провинциальной канцелярии хоринским тайшам был пожалован в 1749 году указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы. 5. С 1727 по 1837 год нерегулярному войску хоринского народа государями Петром II и нынешним Николаем были пожалованы: первым—11, вторым—14 знамен. 6. До наших дней не сохранились записи, по которым можно было бы увидеть насколько увеличилось число хоринцев, кроме сведений переписей, предпринятых в 1795, 1811, 1816, 1831 годах. 7. По ревизии-переписи 1795 г. количество хоринского народа составляло 17000 душ. Поскольку кочевья по обеим сторонам реки Ана делились на две части – западные и восточные, то три рода харгана, хуацай и кубдуд, каждый разделившись между собой, стали именоваться западными и восточными, и поэтому теперь стало 14 родов. 8. Некоторые представители различных родов по собственному желанию стали носить кресты и приняли веру Христа. Они стали жить в отдельных русских селениях: в 1795 г. на Хилке у ручья Тотхото возникло одно селение, в 1815 г. – на Курбе, на двух речках—Унэгэтэе и Хасурте было основано по одному селению. В первом проживало 160, во втором – 200 душ крещенных. По указу Тотхотойские с 1826 г. оказались в ведении Куналейского волостного правления. Курбинские и Хасуртайские доныне находятся в ведении степной думы. 9. По переписи 1831 г. хоринского народа стало 25000 душ. Затем по решению губернского начальства 7000 душ было отделено в ведение Нерчинского округа. Но народ и начальство, находившиеся в ведении Верхнеудинского округа, не были с этим согласны. 10. Юридические дела хоринского народа, говорят, в прежнее время выполнялись Дайчином и людьми, имевшими (степень) тайджи, теперь ими ведают тайши. В 1749 г. по распоряжению Иркутского управления была создана Анинская степная контора. 11. С 1711 г. у хоринского народа появился чин засул. Войсковые засулы могли быть облавными засулами. Облавы совершались не только ради пользы или празднества, но и для обучения стрельбе из лука, стрельбе с лошади, ружейной стрельбе. У каждого рода было по одному призывному кличу, называемому «ура», по нему роды находили свое огнище. Первоначально у галзутов «ура» было даа-хий. Подобно этому было у других (родов), у каждого по отдельности. 12. В давнее время по какой-то причине галзуты, гушиды, хуацай и шарайты возблаговолев (друг к другу) породнились. И сегодняшнее поколение, продолжая этот обычай, становятся сватами, роднятся. Разъясняю это, так как считаю, что об этом надо знать. Согласно указу Правительствующего сената от 1770 г., хоринский народ стал торговать, пригоняя скот и табуны через Кяхтинскую заставу на китайские торги. 2-я часть. 1. От кого произошел первоначальный хоринский народ? Хоринский народ произошел в древности от лебедя; у этого народа была березовая коновязь, отцом был коршун, а матерью – Алан-гоа.6 Существует легенда-предание о том, что от человека по имени Хоридой родились И сыновей. Хоридой был младшим сыном Баргу. В истории монгольских ханов упоминается человек – Баргу-Дайчин. 2. Откуда и по какой причине отделился в древности хоринский народ и принял подданство российского государя? Перекочевали сюда из страны китайского хана, из местности ламы Хухэн-гэгэна, обитавшего в юго-восточной стороне во времена Бубэй-батора, имевшего титул бэйлэ. Сыном Бубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невестки по имени Балжан-хатан дал сыну в приданное людей И родов. Сохранились записи устных преданий, передаваемых стариками о том, что подданные Дайхун-тайджи из-за неблагоприятных условий жизни бежали в страну русского царя и приняли его подданство. 3. С какого времени и как стали платить подать русскому царю? Что касается этого, то говорят, что примерно в 1604 году около 160 душ поднесли по 20 копеек подати в Нерчинское ведомство.7 4. В каком году и какие земли и угодья заняли во владение? 22 марта 1703 г. галзутскому зайсану Бадан Туракину и другим была послана из Москвы грамота от Высочайшего именно пожаловании им земель для кочевания. В Сибирской канцелярии сохранилась эта грамота, согласно которой и доныне живут хоринцы по следующим местам: западный берег Селенги, Уда, Тугнуй, Хилок, Ана, Кудун, Курба, вдоль впадающих в них речек и ручьев. 5. В котором году установили таможенные и пограничные пункты на русско-китайской границе? В 1727 г. граф Иллирийский Рагузинский поставил пограничные «обо» – пункты на границе от реки Аргунь до земель Хунтайджи. 6. В котором году стали кочевать к югу от озера Байкал? В распоряжении Иркутской провинциальной канцелярии от 3 марта 1749 года за номером 1966 тайшам Ринчин Шодоину и Олбори Дашину сказано: Пусть хоринский народ живет, кочуя на любом подходящем месте к югу от озера Байкал до монгольской границы. 7. Каковы были обычаи и быт хоринского народа? Это можно увидеть ясно из разъяснения, данного по требованию высшего начальства в 1785 г., прежним тайшей Дамба-Дугар Ринчинэй. 8. Когда были пожалованы хоринскому народу старые и новые знамена? В 1724 и 1837 гг. были пожалованы их Величествами. 9. С какого времени хоринский народ сильно приумножился? По ревизии 1785 г. было 14345 душ, 1811 г. – 20891, 1816г. – 21438 душ. По переписи 1822 г. – 23954, 1831 – 25064 души. Прирост в другие времена, поскольку переписи не производились, ныне не известен. 10. В котором году и по какой причине разделился народ трех родов – харгана, хуацай и хубдуд? Согласно ревизии 1795 г., они сильно размножились, поэтому разделились, 11. В котором году и по какой причине отделился агинский народ, имеющий одно происхождение с хоринцами? После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинский народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению господ губернских начальников был в 1835г. совершенно отделен.8 12. В каком году и по какой причине отделились крещеные хоринцы? Вследствие умножения и для того, чтобы жить селением в одной местности, они после 1795 г. основали на реке Хилок селение Тотхото и позднее еще одно селение на Курбе и отделившись, поселились там. По распоряжению начальства с 1826 г. Тотхойские были приписаны к крестьянам Куналейской волости. С 1711 г. были следующие «ура»: у галзутов- да-акэй; у харгана – буругуй; хуацай – хандагай; у кубдудов – бургут; у бодонгутов – шиу-а, шиу-а; у шарайдов – хандагай; у худайцев – шиулу-а; у гушидов – хандагай, у батанай – шиу-а; у хальбинов – шиуу-а; у саганов – щиуу-а. 3-я часть. В давнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три сына. Их имена: Оледэй, Буряадай, Хоридой. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их традициям и обычаям и породнился с богатыми и родовитыми баторами того времени, без помехи беря и выдавая замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями и множеством рабов и был, говорят, метким стрелком. Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Оледэю : «Ты из этой местности, выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там». Так, Оледэй, выслушав повеление отца, почтительно принял его. Отец Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами и надев на сына, произнес благопожелание: «Да не победит тебя никакой чуземный враг». Выбрав коня вместе со скотом, табуном и народом, чтобы в достатке хватило, отдал сыну и благословил на перекочевку. Оледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился в западную сторону. Пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хребта Алтай-Хангай с богатой травой, водой и деревьями. Та местность граничила с полупустыней. Там и поселился Оледэй для житья со всем народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный народ, стал главой той местности и назвал тот народ своим именем Оледэй. Впоследствии этот народ, сильно размножившись, стал жить совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа. Второго сына звали Буряадай. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил, своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. «Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством», – такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно. Поскольку любимым занятием Хоридоя, третьего сына, была охота, отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: «Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь и добывая этим себе пропитание». С тех пор потомки Хоридоя до сего времени бродят но лесам, живут охотой. ПРИМЕЧАНИЯ 1. «Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов» написан в 1839 г. Доржо Дарбаевым по заказу Ринчин-Доржо Дэмбилова, является одним из наиболее ранних известных бурятских сочинений исторического характера. Он представляет собой ответы на вопросы, заданные тайшей. Материалы, приведенные в нем, были использованы последующими бурятскими летописцами, в частности Т.Тобоевым и В.Юмсуновым в качестве источника в своих трудах хотя упоминаний и ссылок на него нет. При написании доклада Д.Дарбаевым были использованы сведения, затребованнные и полученные им из инородных управ, также от глав хоринских родов. Но мере поступления сведений Д.Дарбаев, бывший заседателем Хоринской степной думы, готовил докладные записки на имя главного тайши. Этим объясняется повтор некоторых сведений в данном сочинении. «Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов» Д.Дарбаева сохранился во многих списках и копиях, хранящихся в библиотеках Улан-Удэ, Улан-Батора, Санкт-Петербурга (См: А.Сазыкин. Каталог монгольских рукописей и ксилографов, № 498-503). Перевод докладных записок Дарбаева выполнен по наиболее полному и раннему списку из личного архива Цыбен Жамцарано, находящегося в Публичной библиотеке Монголии. Этот список содержится среди документов Хоринской степной думы, собранных и привезенных им в Монголию. Среди этих материалов имеются личные дела Доржо Дарбаева (послужной список, аттестат, похвальные грамоты, благодарности, заявления и др.). Благодаря им можно восстановить основные жизненные вехи его биографии, начиная от года рождения. Так, в его формулярном списке от 1840 г. и прошении Дарбаева на имя начальника Верхнеудинского округа от (6октября 1882 г.) указывается его возраст на время составления этих документов, согласно которым определяется год рождения – 1788 год. Свою служебную деятельность Д.Дарбаев начал с 24 лет в 1812 г. с должности писаря Хоринской степной думы. В 1815 г. получил чин зайсана, и начиная с 1825 г. был заседателем. Последний датированный документ, указывающий самую крайнюю дату его жизни – Похвальный лист, выданный заседателю Хоринской степной думы зайсану Доржо Дарбаеву 17 марта 1843 г Иркутским гражданским губернатором за 30-летнюю безупречную службу. Данные его документов свидетельствуют о разнообразии его деятельности: от участия в разработке положений о хоринских инородцах от 1823г. и о религии от 1831г. до организации почтовой и уртонной связи. Им была начата и создана сеть магазинов в Хоринской степи, он способствовал развитию хлебопашества и животноводства, посылая неоднократные отчеты и прошения в вышестоящие инстанции, способствовал снижению налогов и др. платежей Сведения, содержащиеся в личном архиве Дарбаева, и материалы канцелярии Хоринской думы, имеют значение для изучения ряда вопросов по истории Бурятии, истории административного устройства, социально-экономических проблем истории Бурятии XVIII-нач. XX вв, требуют специального изучения и должны быть введены в научный оборот. Предлагаемый перевод является одним из первых шагов к этому 2. Бубэй-бэйлэ – солонгутский князь, находившийся в подчинении монгольского хана Южной Монголии. Хоринская принцесса Балжан-хатан была сватана за его сына Дай-хун-тайджи. Она отправилась туда с приданым – с людьми 11-ти родов, утверждение о том, что Бубэй-бэйлэ подарил своему сыну 11 родов неверно. 3. Саадак-колчан, т.е. подразумеваются ратные люди, достигшие боеспособного возраста, могущие носить и держать колчан со стрелами. 4. Имеется в виду заключенный в 1727 г. Буринский трактат, согласно которому была установлена граница между Россией и Монголией. 5. В памяти бурятского народа сохранилось важное историческое событие 1702 – 1703 гг. В это время состоялась поездка в столицу Российской империи— Москву представительной делегации 11 хоринских родов, которая была удостоена приема Его величеством императором Петром Первым. Поездка делегации была вызвана необходимостью защитить свой народ от притеснений со стороны местной администрации, царских чиновников и добиться признания законных прав бурят на свои исконные земли. Бадан Туракин и другие члены делегации справились с ответственной миссией, сумели отстоять свободу и честь соплеменников и их право на свои родные кочевья. 6. В летописи «История селенгинских монгол-бурят» содержится подробное изложение легенды о том, что предком хори-бурят была лебедь. Там сказано: Хоринские буряты считают: предок их - лебедь, береза-коновязь. Соблюдая старинные традиции и сейчас брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей. 7. Утверждение о том, что хоринский народ стал вносить подать в русскую казну с начала XVII в., не отвечает действительности. Лишь в середине XVII в. в Забайкалье появились русские и в это время хоринцы вынуждены были признать российское подданство. 8. В 1839г. была образована самостоятельная Агинская степная дума и с этого времени хоринские роды Аги приобрели самостоятельность
|
Последние материалы
Пятница, 25 Ноября 2016 17:43
Хиты 3201
|
Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2379
|
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 31985
|
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 29277
|
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 28687
|
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 2116
|
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 30851
|
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 31125
|
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 32149
|
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3433
|
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 31533
|
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 30845
|
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 30773
|
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 4165
|
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 3041
|