logo


Документы > Забайкалье в документах. Век XIX > 1887. История перекочевки в Баргузин в 1740 году баргузинских бурят с севера Байкала под предводительством Ондрея Шибшеева
1887. История перекочевки в Баргузин в 1740 году баргузинских бурят с севера Байкала под предводительством Ондрея Шибшеева PDF Печать
Автор: Цэдэбжаб Сахаров   

Рассказывают, что прошло около 150 лет с тех пор, как баргузинские буряты, перекочевав в Баргузин немного ранее 1740 года из урочища Анга, Верхоленского округа Иркутской губернии с северной (стороны) Байкала, продолжают жить (в Баргузине). Правдивость этого подтверждается тем, что существует указ данный 16 апреля 1745 года селенгинским воеводой бригадиром Якобием господину баргузинскому приказчику о том, чтобы бурятам, прибывшим из урочища Анга, отрезали землю по Баргузину.

 

Вначале, говорят, прикочевало в Баргузин семь семейств. Вместе с ними прибыла и семья бурята Ондрея Шибшеева, и именно об этих то бурятах, прикочевавших во главе с тем Ондреем Шибшеевым повествует настоящая история. Что касается (этого) Шибшеева, то рассказывают, что он является князцом Шибшэ, жившим в урочище Анга. О том, что действительно князец Щнбшэ жил в урочище Анга, смотри параграф 30 главы V "Сибирской истории", сочиненной Иоганном Фишером. По происхождению Шибшеев – из рода бура племени эхирит.

Со времени прибытия в Баргузин потомки Ондрея, начиная с главного тайши Босотхола, ныне в шестом поколении являются наследственными тайшами.

В то время, когда впервые (эти) буряты переселялись из Иркутской губернии, в Баргузин, в Баргузине обитали эвенки. Им не нравилось переселение бурят и они причиняли (бурятам) притеснения. Когда буряты, размножаясь, снова во множестве стали перекочевывать с северо-западной стороны Байкала эвенки заставили бурят построить так называемую Урта Хуре ("Длинную изгородь") – деревянную постоянную изгородь, начиная с речки Харасун, через Шинагалжин, до местности Хара Модой. Они, выделив землю (бурятам) запретили им с южной стороны выпускать скот, с северной стороны переходить через реку Баргузин, на восток выпускать скот за Хара Модон, на западе не переходить реки Харасун. Рассказывают, что если за пределы отведенных земель переходил скот, то эвенки весь скот разбоем захватывали, а хозяев скота избивали.

Часто эвенки сами отгоняли скот (за пределы отгороженного места). Разбоем захваченный скот забирал эвенкийский нойон Зугэ. Это время в истории стало известно под именем "Зугеев грабеж".

Рассказывают также, что ранее этого с низовий, из русских земель, прибыло несколько русских в поисках хороших земель для поселения около эвенков. Всех их убили эвенки: некоторых приперев к реке Баргузину, других – к южной горе.

Когда подобного рода грабежи и убийства стали чрезмерными, от бурятского народа послали к господину селенгинскому воеводе, чтобы вручить ходатайство, двух бурят Ахадан и Байду (в 1772 году. Прим. ред.) из рода баяндай и галзут вместе с толмачом, знающим по бурятски, приехавшим из Балаганска. Рассказывают, что чиновники, прибыв (в Баргузин), согласно этой просьбе приказали повалить изгородь, называвшуюся Урта Хуре и, произведя строгое расследование по закону, признали виновным чиновника, ведавшего Баргузином, и сослали его в Иркутск, а действовавших вместе с ним казаков отдали под суд. Рассказывают, что буряты, притесняемые эвенками, до этого уговаривались откочевать в Монголию за аба-хорчинами.

В Хори и Нерчи в это время жило много эвенков. Буряты пока не добились правды, кочевали на землях, указанных им.

Во времена главного тайши Санхир Ондреева, когда бурятский народ стал многочисленным и развел скот и не мог более вмещаться па территории, отведенной ему, этот самый тайша, примирив бурят и эвенков, заключил между ними соглашение. Имеется документ, засвидетельствованный в 1802 году Баргузинским судом, представляющий соглашение о нераздельном совместном владении землей.

Задолго до эвенков в Баргузине жили аба-хорчины, а по некоторым данным, солон-баргуты. Эти монгольские племена из-за притеснений в этой стране откочевали во Внутреннюю Монголию. Говорят, что эти народы во Внутреннем Китае в настоящее время составляют 10 хошунов хорчинов. Они – искусный земледельческий народ.

В Баргузине находили древние железные и бронзовые орудия, киргизские медные стрелы и тому подобные вещи – памятники, свидетельствующие об обитании здесь аба-хорчинов. Все это, рассказывают, было в их употреблении.

В 1861 году, в местности Бодон, в горах к югу от Баргузина было найдено изображение китайца, стоящего на столике с квадратными ножками, в середине пылающего кругом пламени. На каждой ножке столика имелась китайская надпись. Высота его, вместе со столиком, около двух вершков. Изображение – литое из бронзы и все целиком позолочено. Учитель Баргузинской школы Цэдэнжаб Сахаров в 1876 году послал эту находку со своим младшим братом – главным тайшей Цэрэнжабом в Петербург на съезд ориенталистов. Рассказывают, что эта статуэтка – китайский талисман «пуца»». Она была оставлена там, в Петербурге.

Кроме того, имеется много следов от проведенных из горных ручьев канав и разработки пашен. Их называют канавами и пашнями аба-хорчинов.

Существует предание, гласящее, что страна Баргузина была местом, где кочевал Чингис-хан.

В урочище Бургал, в Баргузине, нашли большое медное зеркало, на обратной стороне которого имелось резное изображение журавля и колоса проса. По поводу этого зеркала рассказывали, что оно является атрибутом военного знамени японского императора. В 1844 году главный тайша Сахар Хамнаев отдал его прибывшему из Петербурга чиновнику – господину Карлу Варандту.

Здешние буряты рассказывают, что задолго до этого здесь не было Байкала-мора, а была земля. Возможно, что имя «Бай гал» значит «Стоящий огонь», и предполагают, что потом огнедышащая гора, провалившись, превратилась в воду, образовав большое море под названием Байгал.

В подтверждение этого, в 1854 году, окончивший курс Казанского университета, кандидат, буддийского вероисповедания селенгинский бурят Доржи Банзаров в беседе с главным тайшей баргузинских бурят Сахар Хамнаевым рассказал, что в китайских летописях, называемых «Шин», описывается, что более 1000 лет тому назад китайское войско, плывя по р. Селенге, устьем ее перешло реку Ангару. Принимая это во внимание, можем сказать, что посредине между двух рек находится море Байкал, а 1000 лет тому назад там была земля.

Рассказывают, что родиной Чингис-хана были Онон и Керулен и что в местности, где образовалось теперешнее море, на своих землях жили монголы разных племен и родов. Со времен атамана донских казаков Ермака, они стали платить ясак русскому белому царю.

Вообще, сибирские инородцы, ныне именуемые бурятами, (суть) монголы и по собственному желанию страну свою отдали России и, не стали укочевывать во Внутреннюю Монголию и сделались подданными русского царя.

Хоринские и селенгинские буряты и нерчинские тунгусы в 1600—1700 годах свободно переходили границу. Граф Савва вместе с монгольскими князьями установили границу. Об этом имеются сведения в «Санжийн туужи» и в исторических трудах, посвященных этому краю.

Здешние старики рассказывают, что баргузинские исторические предания повествуют о том, что буряты северо-западного берега моря являются братьями монголо-олетским племенам левого крыла (джунгарами). Говорят, что значительно позднее 1700 г. из Монголии в Баргузин прикочевали 67 человек.

Одинаковы названия у родов иркутских бурят, баргузинских бурят и у древних олетских родов. Например, бурят, ихирит, булгат, галзут, и подобные им имеются в «Истории ойратов», сочиненной Иакинфом.

Рассказывают, что баргузинские буряты, подражая правилу введенному впервые Чингис-ханом в военных походах, во времена наших предков устраивали облавные охоты, многие роды и поколения (совместно) уходили на несколько суток и отстреливали много зверей.

В то время ружей не было и стреляли из луков. (Подобно этому) загоняли диких зверей в центр.

Когда стреляли в белок, то полагаю, что могут испортить шкурку, убивали их стрелами (годоли), сделанными из березы с большим наконечником, называемым бугу, не повредив шкурки.

Теперь эти занятия из-за того, что стало много работы, стали редкими.

В Баргузине вначале был уездный город. В это время хоринские бурты находились в ведении Баргузинского округа.

Впервые оспопрививание в Баргузине было введено в 1770 г.. в год железа-барса? Когда приехал лекарь Иван Гришин (Гиришин), чтобы привить оспу бурятам. Но буряты оказали сопротивление и не давали прививать оспу своим детям.

В это время тайша Босхол Ондреев своим детям велел привить оспу, тогда другие не стали препятствовать и допустили прививку оспы.

Говорят, что после 1800 года, года железа-обезьяны, буряты из Хоринского ведомства приезжали в Баргузин и учили читать монгольские книги. Некоторые из них жили по три-четыре года и учили грамоте.

В 1811 году, в год железа-овцы, тайша Санкир Ондреев, обратившись к начальству, добился учреждения так называемой Конторы-канцелярии (для управления бурятами), которой раньше не было. C того же года при Конторе стали устраивать ежегодные декабрьские ярмарки. Контора, согласно высочайше утвержденному в 1822 году «Уставу об инородцах Сибири», была переименована в Баргузинскую степную думу.

В 1812 году, в год воды-обезьяны, по приказу иркутского губернатора Трескина, баргузинские буряты в одно лето отремонтировали и провели колесную дорогу в местности, прежде не имевшей колесной дороги, на расстояние более 100 верст, от Итанцинской волости до Туркинских горячих источников. Рассказывают, что по приказу тех же властей, для того, чтобы основать деревню, в Туркинском аршане казной были построены дома для девяти поселенцев. Баргузинских бурят заставили дать им девять коней, девять дойных коров с телятами и девять, пар сох. Для трех домов поселенцев на реке Турке те же буряты должны были, говорят, дать три коня, три дойных коровы с телятами и три сохи.

С 1812 года по 1854 год, в течение более 40 лет, баргузинские буряты несли охрану перевоза через ту же реку Турку. Тайша Сахар Хамнаев возбудил перед властями ходатайство об этом деле и несение охраны перевоза было приостановлено. В том же 1812 году, при тайше Санкир Ондрееве, люди хонхоевской кости сенгульдурского рода, пригласив ширету-ламу Кудунского дацана Хоринского ведомства, поставили на, вершине горы Жаргаланту в Баргузине часовню, а на озере Хахши сделали жертвоприношение лусутам.

Ранее этого года, в 1811 году, бурят Суван Аралхиев, из рода сенгульдур, пригласил прибывшего вместе с двадцатью с лишним людьми проживающего на Гусихинском аршане Чнтканской волости ласаб-ширету-ламу Содбо Нимайлана, из Сонгольского дацана Селенгинского ведомства, в местность Элусун и попросил сделать большой гурим. Во время своей поездки, познакомившись со здешними старейшинами, он вернулся, а позже много раз приезжал. В эту поездку вместе с Нимайланом поехал бурят екунской кости Дансаран Шитнаев, чтобы стать хувараком. В том же 1812 году, при Санкир Ондрееве по приказу губернатора Трескина в Баргузине был поставлен хлебный магазин.

В 1814 г. по приглашению Галсан Мардаева в Хоринское ведомство прибыли Санкир Ондреев и Танха Эмэшкиев на освещение Анинского дацана.

В 1817 г. по инициативе Санкир Ондреева начала применяться тибетская медицина, обучение людей, сбор лекарственных трав.

В 1804 г. Хамнай Санкиров отправил в Баргузин третьего сына Сахара – это был первый из бурят, учившихся русской грамоте.

В 1829 г. избран первый ширетуй Сультим Арзанов, бывший учитель из Сонгольского дацана.

В 1829 г. урожай был отличный. Цена:1 пуда хлеба стоил 25 копеек.

В 1832 г. Сахар Хамнаев ездил в Санкт-Петербург к Николаю I, где был награжден серебряным кортиком, еще 1000 руб. ассигнациями. Сахар еще имел 2 ордена 6-й степени Анны и Станислава, золотую медаль на Анненской ленте для ношения на шее, 2 серебряные медали. Выехав в столицу в сентябре 1832г. вернулся 11 марта 1833 г.

В 1834 году, в год коня, Нимайлан-лама, поехав в Баргузин, совершил в 3—4 местах большие гуримы. В то время, когда этот самый лама Нимайлан находился здесь, было получено известие, что скончался хамба Гаван. Нимайлан, весьма сильно скорбя, на верховой лошади вернулся прямо на родину по Ойбонтуйской дороге через перевал Бодону-дабан.

В этом году, в ноябре месяце шел сильный дождь.

В 1835 году, в год овцы, Сахар Хамнаев взял жену у Бэригин Нэхэдэхунова из чоноевского рода. (3вали ее Дымбрыл (в архиве), в народе: Шинан. Прим. ред.)

В 1836 году, в год обезьяны, в Баргузине была построена новая степная дума. В этом году лама Сультим Арзанов скончался. Рост хлебов отличный.

В 1837 году, в год курицы, летом была засуха, а зимой не было снега,

В 1838 году, во второй день месяца барса года собаки у Сахар Хамнаева родилась старшая дочь Цэбжит. В том же году тайше Санкирову была пожалована серебряная медаль для ношения на шее. В этом году была исправлена колесная дорога от Туркинского аршана до Баргузина. В этом году Сахар Хамнаев стал помощником тайши и был повышен в чин XIV класса.

В этом году случился дзуд. В 1839 году, в год свиньи, произошел большой падеж скота (дзуд) по причине того, что был недостаток сена, выпало много снега и была стужа. Люди, имевшие три-четыре сотни голов скота, говорят, потеряли его столько, что остались без всего.

В 12-й день января (в 15-й день месяца быка) родился Цэдэбжаб, старший сын Сахар Хамнаева.

В 1840 году, в год железа-мыши, осматривая императорские владения в Восточной Сибири в Баргузинскую думу прибыл товарищ сенаторского ревизора камер-юнкер Либуу. Произведя ревизию, видя, что все хорошо, вернулся обратно.

В 1841 году, в год быка, согласно договоренности с иркутским губернатором, хамба-ламой были представлены списки всех лам. Лама Хайдуб Зоноев отбыл, чтобы передать списки и тогда был утвержден ширетуем.

В 1842 году, в год барса, из Монголии, из хошуна Хорчин, в Баргузин приехал большой ученый, известный гэгэн-лама Галсан Содбо. Находясь в дацане, он совершил «ван» Арья-бале, и отправившись на север, на третьи сутки остановился, и в 16-й день месяца обезьяны, в местности Галгаруй, на Нижнем Куйтуне, поставил часовню, называемую Марашим-Бумбар, а в 17-й день отправился в Монголию. По какой же причине и по чьему поручению ездил к здешним бурятам, неизвестно.

В 1843 году, в год зайца, в Баргузин приезжал хамба Гаван Ешижамсуев.

В 1844 году в год дракона, приехали делать ревизию в Восточной Сибири сенатор господин Шиллинг и доктор господин Варандт. Прибыв в думу, обревизовав дела, очень похвалили и вернулись обратно.

Когда в том году помощник тайши Сахар Хамнаев па собственные средства построил бурятскую приходскую школу, то в школе было установлено обучение русской и монгольской грамоте.

В 1845 году, в год змеи, баргузинские буряты попросили в Чисанском дацане прислать рукописный Ганджур и приобрели его за 870 рублей серебром.

В том же году, 4 июня выпал большой снег и долго пролежал (не тая). Говорят, что русская женщина из Читканской волости замерзла. В том же году Сахар Хамнаеву за то, что он построил на собственные средства школу, была пожалована медаль для ношения на шее.

В 1846 году, в год коня, Гаван-хамба, прибыв вместе с более чем 20 послушниками в Баргузин, пробыл там около двух месяцев.

Бывая в улусах и в дацане, он совершал большие молебствия. После этого он уехал. В том же году баргузинские буряты образовали шесть родовых управ, считая, что существовавшие тогда двенадцать родовых управ разорительны для народа.

В том же году в Баргузинском округе, в лесистой местности на горе Богоригту было впервые найдено золото. Вот такое время было.

В 1848 году, в год обезьяны, торговец из города Баргузина Иван Чернов (Черных), охваченный жадным стремлением увеличить торговый барыш, стал обманывать бурят и возникла тяжба. Когда буряты стали часто друг друга грабить, избивать и преследовать, то по донесению местных родовых властей верхнеудинский окружной начальник в 1850 году прислал урядника с 17 казаками, с полным вооружением и прекратил эти беспорядки.

Тот торговец Чернов за то, что занимался незаконной торговлей в Ангарске, передал в казну 65 соболей и заплатил более чем 20 тысяч рублей штрафа.

В 1854 году, в год барса, Сахар Хамнаев, наследуя отцу, по желанию всего народа вступил в должность главного тайши.* В том же году хамба Гаван Ешижамсуев, приехав в Баргузинский дацан, согласно новому положению 1853 года о ламах, из 35 штатных лам оставил ламами восемь человек. Лама Санжа Шинтатов был избран ширетуем, а остальные 27 лам, не утвержденные в комплект, должны были стать светскими. Говорят, запрещенные ламы, плача выехали из дацана.

В 54 году тайша Хамнаев отправился в Иркутск по служебным делам. Здесь он имел беседу с Доржи Банзаровым.

Посетив генерал-губернатора, тайша, возвращаясь обратно, поехал по западному берегу моря. Здесь обитает исповедующая ламаизм народность – эвенки. Одни старец из этой народности рассказал, что на южном склоне одной горы в этой местности находятся три человеческих трупа. Один из них – мощи девушки, в которую в одном своем святом перерождении переродилась Хухен гэген. Поблизости от ее трупа лежит толстостенный медный котел, которым она пользовалась.

В 1855 году, в год зайца, его величество государь император Николай Павлович скончался и буряты дали присягу парю Александру II. Забайкальский военный губернатор Запольский, приехав в Баргузин и произведя ревизию дел думы, весьма одобрил. Говорят, что он вернулся очень обрадованный большим стечением народа. Уезжая, он дал наставление: «Пребывайте благополучно в дружбе!».

В этом году тайше Хамнаеву была пожалована шейная золотая медаль.

В 1856 году, в год дракона, в думу приехал военный губернатор Забайкальской области Корсаков. Произведя ревизию дел и состояния населения, весьма одобрил и уехал, выразив благодарность тайше и родовым начальникам.

В этом году были пожалованы серебряные медали и кортики трем заседателям и шести головам.

В 1857 году, в год змеи, по прошествии 53 лет, с тех пор, как была закрыта ранее бывшая здесь земская контора и переведена в Верхне-Удинск, в Баргузине была открыта земская почтовая контора.

В 1858 году, в год коня, состоялась десятая ревизия. В этом году тайша Хамнаев был пожалован в кавалеры ордена Станислава III степени.

1859 год, год овцы. В этом году Гаван хамба скончался. В том же году тайша Хамнаев был пожалован в кавалеры ордена Анны третьей степени. В этом году была утверждена летняя ярмарка в Цаган-нуре.

В I860 году, в год обезьяны, говорят, в Баргузин приезжал ширетуй-лама Агинского дацана Тугулдуров который, совершив воскурение в Цаган-нуре, выхлопотал землю для дацана и вернулся обратно. В том же году тайша Хамнаев, имея при себе штатного ламу, ездил в Селенгинскую думу для выборов нового хамба. По правилам выборов ширету-лама Гусиноозерского дацана Сойраб (Сандэлэг) Ванчиков был избран исполняющим обязанности бандида хамба и в этой должности был высочайше утвержден.

В 1861 году, в год курицы, с согласия генерал-губернатора Баргузинский дацан, был переведен из местности Бургал в Цаган-нур. В этом году Сандэлэг Ванников приезжал в Баргузин. Говорят, что он, расхвалив эту местность, сочинил краткий магтаал, в котором прославлял Баргузинскую гору Барагхан. В том же году Цэдэбжаб Сахарову пожаловали чин XIV класса. В том же году он женился.

В 1862 году, в год собаки, из Монголии приезжал, согласно трактату между двумя императорами, монгольский лама гэбши Дамдин Дорджи.

В 1863 году в год свиньи, в Баргузин прибыл. архирей Вениамин. Проехав по бурятским улусам, посетив дацан, вернулся обратно. В том же году впервые бурят по имени Гарма Танхаев с десятью товарищами съездили в Монголию, в Ургинский Богдохурэн по торговым делам. Это было началом поездок в Монголию. После того стало много народу ездить в Монголию и теперь продолжают ездить туда.

В 1864 году, в год мыши, в думу прибыл архирей Вениамин. Выбрав участок чтобы построить миссионерскую церковь в этом урочище, на том месте водрузил деревянный крест и (тогда) он уехал обратно. Эта зима была суровой.

В 1865 году, в год быка, в думу прибыл военный губернатор Забайкальской области Дитмар. Этот губернатор приказал вывезти из хлебных магазинов баргузинских бурят 40 тысяч пудов хлеба – черной ярицы – и вывез в Читу через подрядчиков. 10 тысяч пудов было пожертвовано Читинской гимназии, а 30 тысяч пудов до сих пор не возвращены.

В 1866 году, в год тигра, в улюнском миссионерском стане проживал миссионер Онтон. Он был первым миссионером. В том же году произошло большое наводнение. В этом году Цэрэнжаб Сахаров отправился служить в Читинскую область. С утверждением читинского губернатора стал заседателем в Ильинской волости. Кроме этой волости он ведал 2—3 управами эвенков Агинской думы. (Этот Цэрэнжаб по собственному желанию в 1878г. вернулся из Читы).

В 1869 году, в год змеи, в миссионерский стан прибыл архирей Мартемиан. 2 июня он совершил освящение. В то время, летом выпал большой снег и 2—3 суток не таял. В этом году в Баргузине был хороший урожай, хлеба, Цена хлеба выше 40 копеек не поднималась. В этом году Цэрэнжаб женился. В том же 1869 году тайша Сахар Хамнаев на выставке получил большую серебряную медаль. В этом году из Китая, с горы Пять вершин Утая (У-тай шань) приезжал в Баргузин шунджиба (шандзодба) с большим количеством товаров для торговли.

В 1872 году, в год обезьяны, адъютант генерал-губернатора господин Винников прибыл в думу и приказал уничтожить обо и бумханы, почитавшиеся в каждом улусе, говорят, что в постановлении о ламаистской религии обо и бумханы не упоминаются. По причине того, что думой было получено относительно этого дела еще до приезда того чиновника, здешние люди через защитника обратились с ходатайством к генерал-губернатору: «Можно ли почитать их (т. е. обо и бумханы)», но ходатайство было оставлено без внимания.

В 1873 году, в год курицы, бывшие между бурятами тяжбы совершенно прекратились после того, как два брата – главный тайша Хамнаев и прежний голова Сован Хамнаев договорились о согласии. В том же году, в 4-й день месяца обезьяны или 15 августа, второй сын Цэрэнжаба Базарсада родился. В 1874 году, в год собаки, была сильная засуха. В 1875 году, в год свиньи, тайша Сахар Хамнаев по собственной просьбе был освобожден от своих обязанностей, вместо него обязанности главного тайши принял его сын Цэрэнжаб. В том же году князь Ухтомский из потомственного рода старинных князей был посажен в Баргузин исправником. В этом году Сован Иван с несколькими людьми примкнул к Урульгинской инородной управе.

В 1876 году, в год мыши, тайша Цэрэнжаб доложил забайкальскому военному губернатору Пятницкому, во время его пребывания в Верхнеудинске, о желании построить новый дацан, так как здешний наш Баргузинский дацан пришел в ветхость. Он поручил баргузинскому исправнику Ливотову дать подтверждение об этом и немедленно представить.

Начиная именно с того года велась переписка о постройке здесь нового дацана и в 1880 году было получено утверждение министра внутренних дел на постройку нового дацана.

В 1877 году, в год быка, народ Баргузина, пригласив из Хулуннурского дацана гебши-ламу Гуру-Дарма Цэдэнпилова, прослушал проповедь гашэй. В этом году в Баргузин приезжал из Богдо-хурэна туметский лама Лан-Гуру-унзат. Побывав на Гаргинском аршане, уехал обратно.

В 1879 году, в год зайца, Цэрэнжаб Сахаров через переписку с Найдан Гомбоевым, находившимся в Пекине, для Баргузинского дацана, по желанию всего народа приобрел Данджур.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Летопись "История перекочевки в Баргузин в 1740 году баргузинских бурят с севера Байкала под предводительством Ондрея Шибшеева" содержит краткую историю баргузинских бурят с 1740 по 1890 год. Видимо, она была написана в самом конце XIX в. Список этой летописи на старомонгольском языке хранится в Рукописном отделе Бурятского института общественных наук. Летопись анонимная. Однако сличение ее текста с текстом "Летописи баргузинских бурят 1887 г". Цэдэбжаб Сахарова свидетельствует о том, что автором их является одно и то же лицо, т.е. Ц.Ж. Сахаров. Структура и содержание обеих летописей совершенно одинаковы. Первая половина представляет введение, а вторая – собственно летописную часть, где изложение в строго хронологическом порядке. Многие абзацысовпадают почти дословно, но вместе с тем в «Истории перекочевки...» имеется много деталей, отсутствующих в летописи 1887 г.

Цэдэбжаб Сахаров - старший сын тайши Сахар Хамнаева, родился в 1839 г. В 1855 г. он окончил Верхнеудинское уездное училище и продолжительное время работал учителем в Баргузинском приходском училище. Когда в 1882 г. умер его брат Цэрэнжаб Сахаров, являвшийся главным тайшей, на эту должность был избран Цэдэбжаб. В 1887 г. по предложению князя Э.Э.Ухтомского он написал летопись "История баргузинских бурят" на старомонгольском языке, которую вскоре сам перевел на русский язык. Кстати, эта летопись была опубликована на двух языках в 1935 г. в Ленинграде. К изданию ее подготовили А.И.Востриков и Н.Н. Поппе.

Сочинением летописей занимался также младший брат Цэдэбжаба учитель Цэванжаб Сахаров. Ею историко-этнографический очерк "Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области" был напечатан в "Иркутских губернских ведомостях" в 1869 г. и в 1935 г. был перепечатан в "Трудах Института востоковедения АН СССР" с добавлением комментария.

Для настоящего издания нами использован перевод "Истории перекочевки...", осуществленный Г.Н.Румянцевым и опубликованный в книге "Баргузинские летописи" (Улан-Удэ, 1956). Исправлены отдельные неточности в переводе Ж. С. Сажиновым.

2. Воеводская канцелярия. После основания в 1665 г. Селенгинского острога в нем сидел приказчик. Позднее, когда Селенгинск стал городом туда назначались воеводы, при которых была приказная изба пли съезжая изба. В 1708 г., когда вся Россия была разделена на губернии, в небольших городах были учреждены воеводские канцелярии при воеводах, которых стали называть комендантами или обер-комендантами. В 1775 г. указом Сената воеводы были упразднены, вместе с ними закрылись воеводские канцелярии.

Якоби Варфоломей Валентинович - бригадир, селенгинский воевода или комендант с 1741 по 1771 г Ведал управлением бурят-монголами и тунгусами в Забайкалье, всеми пограничными делами. (См.: Сычевский. Историческая записка о китайской границе М., 1846).

3. В книге И.Фишера "Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием (СПб., 1774) назван князь Шибтэй Шибшинеем. Потомки его из Анги перекочевали в Баргузинскую долину Главным тайшей ' был сын Андрея Шибшеева Босотхол (Босхол). Отчего наследственно передавалась потомкам должность тайши. Автор перечисляет 6 поколений тайшей: Босхол Андреев, Санкир Андреев, Хамнай Санкиров, Сахар Хамнаев, Цэрэнжаб Сахаров.

4. Хорчид или хорчин-монголы. Хорчины – древне-монгольское племя, ныне обитающее во Внутренней Монголии. По сообщению Ю.Лумбунова, представители хорчинов имеются в составе сартулов, проживающих в Бурятии (См.: Ю.Лумбунов. Поколения селенгинских бурят. —Сказания бурят, записанные собирателями Записки Вост.-Сиб. отд. Импер. Русск геогр. об-ва по этнографии, т.1, вып.2. Ирк., 1890).

Солон-баргуты – это предки нынешних баргутов (баргу-бурят), проживающих во Внутренней Монголии.

5. Автор сообщает, что наша предки устраивали облавные охоты (аба хушоо). Облавные охоты существовали с глубокой древности у монгольских народов. Чннгис-хан устраивал облавные охоты во время походов для. того, что бы снабжать воинов продовольствием. В настоящей летописи для обозначения облавных охот употреблен термин аба хушоо. До сих нор известны были следующие названия облавных охот: у предбайкальски.х бурят - зэгэтэ аба, у забайкальских – аба хайдаг. Видимо, хушоо означает круг, или изгородь.

6. В летописи говорится, что хоринские буряты находились в ведении Баргузинского округа. Действительно, хори – буряты, раньше приписанные к Нерчинской канцелярии в конце XVIII в. оказались в ведении Баргузинского округа, получали здесь патенты на должностные звания Ширетуй Цугольского дацана Агван-Лубсан-Жимба Дылгыров (род. 1816 г. из рода харгана) в автобиографии, приводя свою родословную, указывает, что его деду Буху 22 июня 1786 г. было пожаловано звание зайсана из Баргузинской канцелярии Между тем прапрадед Дылгырова Шодор получил в 1759 г. патент на звание зайсана из Нерчинской канцелярии. (См: Ксилографическое издание Цугольского дацана - Труды Института востоковедения АН СССР VIII. М.-Л, 1935).

 
Интересно? Поделись с другими:

Последние фото

Портрет Бориса Чередника. Холст, масло.
У ворот. Холст, масло.
Портрет А. Ванькина. Холст, масло.
Полдень на озере Зун-Торей. 2001 г. Холст, масло.
Снежный Кодар. 1999 г. Холст, масло.
Алханай. 2000 г. Холст, масло.

Последние материалы


Пятница, 25 Ноября 2016 17:43
Хиты 4596
Воскресенье, 14 Декабря 2014 01:54
Хиты 2530
Воскресенье, 14 Декабря 2014 00:53
Хиты 33862
Суббота, 29 Ноября 2014 17:38
Хиты 30736
Понедельник, 24 Ноября 2014 17:04
Хиты 30160
Понедельник, 17 Ноября 2014 00:00
Хиты 2242
Четверг, 16 Октября 2014 21:10
Хиты 32385
Суббота, 30 Августа 2014 10:13
Хиты 32508
Среда, 06 Августа 2014 23:26
Хиты 33620
Воскресенье, 27 Июля 2014 23:21
Хиты 3568
Пятница, 25 Июля 2014 21:40
Хиты 32979
Четверг, 17 Июля 2014 20:59
Хиты 32299
Воскресенье, 13 Июля 2014 13:36
Хиты 32141
Пятница, 11 Июля 2014 18:34
Хиты 4409
Пятница, 13 Июня 2014 15:01
Хиты 3247

Карта посетителей




 

Система Orphus


© 2023 www.oldchita.org. Все права защищены.