Библиотека
Галереи
Творчество
Архитектура и интерьер |
Автор: | |
27.02.2012 22:25 | |
Самобытная культура семейских Забайкалья нашла достаточно полное отражение и в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Длинные многокилометровые улицы, повторяющие причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами, обнесенными высокими заплотами, создают неповторимый колорит семейского поселения. Феномен архитектуры семейских Забайкалья невозможно объяснить одними только архитектурными формами или глубокими исторически сложившимися строительными традициями. В элементах декоративного убранства жилых домов – оконных наличниках, пропильных подзорах карнизов, рельефной резьбе зачастую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений. Шестистенные дома-связи, или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах. Преобладающая часть семейских поселений сформировалась из русских старожильческих деревень, существовавших до их переселения. Но тем не менее архитектура семейских самобытна и узнаваема, обладает особыми, только им присущими качествами. И корни этой самобытности в особом духе и укладе жизни семейского населения. В избах у забайкальских старообрядцев всегда чисто и опрятно. Пол застилается коврами - половиками, ранее посыпался песком. Особое место в избах занимал красный угол, в котором размещались иконы. Семейские бережно хранили и хранят их поныне, передавая их из поколения в поколение. Тут же на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» (четки) и «подрушники» - подручники – сшитые из лоскутков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам которого свешиваются концы «рушника» - полотенца. В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью располагались высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовывался разными цветами и птицами. Излюбленный мотив росписи – распустившийся цветок с белыми или красными лепестками, с зелеными листьями, витыми побегами стеблей. Помещение перед печью – куть, часто отделялось «заборкой» – перегородкой из досок или занавеской. Между печью и боковой стеной было небольшое помещение – «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Перед печью расположен лаз в «подполье», где хранились соления и картошка. Подполье изнутри иногда было обито досками, в нем устраивались полки для посуды, и выкапывалась яма для овощей. В подполье также очень чисто и прибрано, на полках расставлена – «молостная» посуда в посты, «постная» в мясоед. Семейские не использовали в пост горшки, чугуны, сковороды и тарелки, которые были в обиходе в мясоед. Вот как описывал роспись жилища старообрядцев Г.Н. Потанин: «Внутри избы русская битая печь, окрашенная в ярко белый цвет; ее подопечник, косяки, все брусья, а также дверные и оконные косяки и сами двери размалеваны разными красками; иногда фантазия маляра могла изобразить на двери целое дерево в банке, усеянное крупными розанами». Ряд интересных аналогичных описаний можно найти в работах Г.И. Охрименко, Н.И. Каплан, Е.А. Ащепкова, Е.Э. Бломквист, Л.М. Русаковой, Л.В. Живовой и др.
|