Библиотека
Галереи
Творчество
О хамнеганах Забайкалья |
Автор: Дулмажапов П. Б., Букин А. Г. | |
06.05.2013 13:36 | |
В данной статье представлены результаты исследования группы родов ононских хамнеган, проведенные в селах Дульдургинского, Акшинского и Кыринских районов Забайкальского края. В настоящий момент хамнеганы являются малоизученным народом, в связи с происхождением и культурой которых, возникает множество дискуссий в рамках этнологии, антропологии и лингвистики. Есть вопросы по этногенезу, по происхождению языка. Этими позициями и обоснована актуальность данной статьи. Освещая, современное положение хамнеган мы можем, сказать о существенных утратах в культуре и языке. Хамнеганское наречие в Забайкалье вместе с эвенкийским языком признано в 2011 году UNESCO исчезающим. Неопределённый статус имеет хамнеганское население и как этническая группа в Забайкалье. Объектом исследования является культура хамнеган Забайкалья, а предметом мы определяем этнографические особенности хамнеган. Практическая значимость работы заключается во введении в научный оборот зафиксированных в ходе полевых работ материалов. Работа может быть цента также с точки зрения сохранения и возрождении культуры ононских хамнеган. Происхождение. Свое происхождение хамнегане в своих легендах связывают с образованием монгольского государства и созданием империи Чингисхана. В ходе полевых работ в селе Токчин, полевыми материалами подтверждены сведения о том, что селение названо по одному из доминирующих родов Тугчин, что, в переводе с хамнеганского, означает «знаменосцы». По преданию, зафиксированному у представителей этого рода – они защитники девятибунчужного (девятихвостого) знамени Чингисхана. Зафиксированы остатки воспоминаний, иллюстрирующих обычаяи, бытовавшие до недавнего времени. Так, во время грозы хамнеганин должен выйти на улицу и кричать «Туг барисан, тугчин бидэ!» , что переводится как «Знамя держащие, мы знаменосцы!» . Произнесение такой формулы должно оберечь от поражения молнией. Логика действия этой формулы проста и связывается со следующим: гром производит дракон метающий молнии, подчиняющийся тенгриям; но у Тэнгри был ставленник на земле это Чингисхан, хамнегане хранители его знамени, что делает их выше дракона и именно поэтому их не должна поразить молния. При произнесении формулы «знаменосцев» дракон встаёт в подчинённую, либо равную позицию и уже навредить не может – хамнегане и дракон – слуги одного хозяина, значит – не враги. Здесь мы видим прямой отголосок тенгрианства. По сообщениям респондентов, последние, кто соблюдал этот обычай, умерли в 1960-х годах, но их поведение ещё помнят и описывают очевидцы. Так же отмечается, что этот обычай ушел с исчезновением войлочных юрт, потому что в юртах гроза кажется гораздо более страшным явлением и её боялись больше, нежели в капитальных каменных или срубных строениях. В настоящее время среди населения бытует этот обычай как присказка, либо как обережная молитва: во время грозы, оказавшись на улице человек может произносить эти слова вслух. До середины XX в. у ононских хамнеган сохранялось древнемонгольское поверие, налагающее запрет, на купание в пасмурную погоду, чтобы не вызвать грозу. Данные интервью по селам Нарасун, Курулга и Тарбальджей, на вопрос о происхождении вспоминают, что «старики много говорили о Чингисхане, о том, что он родился и вырос в этих местах на берегу Онона» , что здесь проходил хурал (хамн. – собрание) для наречения Тэмуджина Чингисханом, от которого произошло название села Курулга на хамнеганском Хурулга. То есть значение топонима местным населением воспринимается как место прохождения древних хуралов. Действительно, местность идеально подходит для проведения массовых мероприятий, это обширная пойменная долина, размером примерно 5 на 25 км посреди которой возвышается небольшая сопка Ульхун. Многие из топонимов Приононья и Приаргунья имеют монгольское происхождение, например: Кыра – пер. долина, Алтан – пер. золото, Мордой – пер. оседлать коня, Акша – пер. узкое место, Харалга – пер. дозор, Курулга – пер. съезд, собрание, Токчин – пер. знаменосцы, Кункур – возм. пер. захоронение человека, Хара-Хирэ – пер. черный ворон, Дурой – пер. стремена и т. д. Топонимия сохранилась и транслируется благодаря, населявшим территорию коренным племенам – монголоязычным ононским хамнеганам. Не менее интересный слой культуры хамнеганского населения составляет ономастика. Её анализ показывает, что старшее поколение имеет имена, которые (или корни которых) заимствованы из Скровенного сказания монголов, (например имена Чимбу, Тобо, Хорчин, Ная, Ува, Чулун, Жупкон, Добчин, Буха, и т. д. ). При чём, частота таких имён гораздо выше, чем у бурятского населения, некоторые вообще у бурят не встречаются. Таким образом, есть основание полагать существование древнемонгольской общности, которая включала хамнеган, закрепившихся на территории Приононья. Возможная цель такой общности – стратегические интересы средневекового монгольского государства. Приононские территории были выделом при разделе родовых кочевий Борджигинов Чингисханом на уделы среди своих братьев (в соответствии с Сокровенным сказанием). Например, Чжочи Хасару достался в бассейн реки Аргунь со ставкой Хирхире (текст Чингисова камня). Родовые кочевья борджигин по реке Онон получил младший брат Чингисхана Тэмугэ Отчигин вместе с десятью тысячами юрт (Сокровенное сказание). В ходе длительного проживания компактной группы населения на относительно небольшой территории бассейна рек Онон и Шилка, постепенно сложилась общность, включавшая представителей родов орочон (эвенки) и, возможно, ойратских беженцев после падения Джунгарского ханства (1725 г.) а также другие компоненты. Хамнегане начинали смешиваться с прикочевавшими Хоринскими родами из Цинской империи. Но при этом у хамнеган сохранилась архаичность говора и они в ряде локусов доминировали среди местного населения Приононья до конца XIX в. Они, скорее всего, могут быть ассоциированы с конными тунгусами, именуемыми у некоторых авторов под самоназванием «морчин» – пер. с хамнеганского «коневод». Этногенез хамниган может быть представлен как процесс смешения монгольских, эвенкийских и отчасти бурятских родов, хотя основное ядро составляли древние хамнеганские племена, проживавшие в бассейне реки Онон. Информаторы называют несколько отличительных черт хамнеганской культуры. Поскольку главным исторически сложившимся занятием хамниган в течение многих веков было кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного характера, то многие элементы материальной культуры будут указывать на это. К эскотоводству располагал природный ландшафт Восточного Забайкалья: степи, заросли кустов тальника и ерника около рек и речек, ключи, местами бьющие в сухих степных падях. Отдельные комплексы представляют собой охота и рыболовство. Типичным жилищем была войлочная юрта «шиги гэр, сэи гэр», хорошо приспособленная к частым перекочевкам. Так же имелись зимние жилища «хаша гэр», стены и крыши которых делались из тальника, обмазанного глиной или аргалом. В центре жилища стояла печка, в проём окна натягивалась желудочная стенка КРС. В качестве мобильного летнего жилища так же описывается «зусланай гэр», «холтосон гэр» – конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой или корой сосны. В полевой сезон 2011 года были проведены опросы в хамниганских деревнях Дульдургинского района Агинского округа. В качестве традиционных вещей, которые обязательно должны находиться в жилище называлось следующее: исконно у каждого мужчины в хамниганской семье должно быть боевое снаряжение, наборный сложносоставной роговой лук, большое количество стрел, иногда упоминаются шлем, щит, копье как необходимые атрибуты каждого мужчины. На воинственность хамнеган указывается и в описаниях Избранта Идесса о конных тунгусах: «Этот князь Павел Катана-хан, если потребуется, может привести в течение суток три тысячи конных тунгусов, хорошо экипированных, с добрыми конями и исправными луками. Все это здоровые и смелые люди. Нередко до полусотни тунгусов, напав на четыре сотни монгольских татар, доблестно разбивают их по всем правилам». В качестве моральных качеств респондентами отмечается следующее. Хамнигане никогда не сожалеют о прошлой жизни, судьбу воспринимают, как должное и смирено ей следуют. Так же они являются «зоргоро зон» смысловой перевод, как «люди длинной воли», понятие близкое к «анархисты», что проявляется, например, на уровне местного самоуправления. Они не стремятся становиться главами, потому что будучи индивидуалистами, не хотят из-за каких-то общих интересов ущемлять свою свободу, поэтому власть они принимают как тяжелую ношу. Если власть начинает, ущемлять их личную свободу, то они легко становятся «бодхулами» – «повстанцами». Добросовестное отношение к работе, за которую берутся, «юмэ буйлулхада бэркэ» что значит умение делать что-то стоящее из ничего. Признак большой изобретательности и приспособленности к суровым степным условиям. Свободолюбие и индивидуализм являются основными чертами менталитета, называемыми респондентами. Так же называются черты характера: прямые, простые, фатальные, великодушные, решительные и толерантные. В данной работе мы постарались представить результаты анализа полевых материалов, отражающих этнодифференцирующие факторы, обозначаемые носителями этничности. В совокупности факты, почерпнутые из печатных источников и полученные в ходе полевых работ и автоэтнографические записи могут подтверждать версию о достаточно древнем происхождении хамнеган. Так же отмечаются сохранность в их культуре отдельных архаических элементов и наличие плотных связей с окружающим монгольским миром. При этом констатируется наличие специфической идентичности, отличной от монгол и бурят. Этот факт особенно важен при общей маргинализации и, фактически, стремительном исчезновении культуры этой группы населения.
Литература 6. Избрант Идес и Адам Бранд Записки о Русском Посольстве в Китай (1692-1695) [Электронный ресурс]–Режим доступа: www.drevlit.ru/texts/i/ides2.php Дата обращения: 13.12.2010 7. Древнемонгольский этикет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://steppe-arch.konvent.ru/works/etiquet.shtml (25.12.2010)
|
|
Обновлено 06.05.2013 14:31 |