logo


Минералы > Чита. Долина тысячи дымов
Чита. Долина тысячи дымов PDF Печать Написать письмо
Автор: Роман Филенко   
10.04.2012 20:17

или подземные пожары в Чите

Ноябрьским утром 2007 года мы ехали по асфальтированной дороге в сторону пос. Рудника Кадала. Трасса проходила по возвышенности, с которой открывался вид на весь город. Совсем недалеко виднелись огни взлетно-посадочной полосы, по которой катился самолет. Но вдруг наш УАЗик затрясло на ухабах, и водитель сбавил скорость. Внимание невольно переключилось на обочину переходящую в крутой склон. Вот тогда то совсем недалеко от трассы я и увидел поднимающееся облако то ли дыма, то ли пара, струящегося из верхней части обрыва,

протягивающегося вдоль дороги. Наверное, свалка горит, подумал я, ведь в здешних окрестностях все заброшенные угольные карьеры завалены мусором. Но какое-то сомнение о природе этого дыма все же осталось, а останавливать машину и идти смотреть времени не было.

 

С тех пор прошло три с небольшим года. Снова эта же дорога и снова что-то сильно парит метрах в 20 от трассы. На улице было за -30 градусов, но я не смог удержать любопытство и попросил водителя остановиться хотя бы на пять минут. Сойдя с трассы, я сразу попал в сугроб выше колена, но чем ближе я подходил к дымам, тем меньше становилось снега. Подойдя совсем близко, я оказался на голой земле, которая была покрыта зеленым мхом, мелкой травой и талой черной вязкой глиной. Вокруг все парило и что больше меня удивило это отсутствие едкого удушливого дыма, который обычно выделяется при горении мусора. Можно было бы подумать, что здесь под землей прорвало тепловую магистраль или канализацию, но нет ни воды, ни зловонья, да и до ближайших благоустроенных домов больше трех километров.

Рукавицы я забыл в машине и руки стали замерзать, но стоило мне присесть и прикоснуться к земле, как пальцы почувствовали приятное тепло. Из норок и небольших трещин на площади 10 на 15 метров выходил пар. Казалось, что я попал в Исландию или на Камчатку в долину тысячи дымов и вот-вот из одной их трещин вырвется струя гейзера. В некоторых местах вместе с паром на поверхность не большими порциями изливалась глина, образуя конусы, похожие на вулканические только очень маленькие. За грязевыми вулканчиками или сальзами мне доводились наблюдать в середине июля на Доронинском содовом озере в Улетовском районе. Но из них не выходил пар, а лишь медленно сочилась очень холодная вода с грязью, в которую можно было провалиться по пояс, если подойти слишком близко к действующему вулканчику. Здесь же был какой-то оазис среди лютой январской зимы. Почва под ногами была твердой и я прошел в самый центр дымов, почувствовав, что и подошвы моих зимних ботинок стали нагреваться. Я не стал останавливаться и прошел еще ниже по парящему склону. Оказалось, что и с права и слева метрах в 30 также клубится пар с еще большей интенсивностью. Под ногами захрустел снежный наст, значит, подземное тепло прекратилось, и я развернулся в обратную сторону, решив обойти парящую поляну слева. Здесь меня ждал опасный, но прекрасный сюрприз. Впереди возвышались почти на метр белые парящие конусы. Из их жерл как под давлением выходил водяной пар, который сразу конденсировался на снежном сугробе. В итоге этот конденсат сформировал ледяные конусы, покрытые красивыми кристаллами изморози, игравшими в лучах солнца. Как выяснилось при следующем посещении этого места весной, эти конусы находились над большой трещиной в почве и хорошо, что я в нее не попал. Мой всегда безотказный фотоаппарат в этих клубах пара никак не хотел делать снимки. Объектив быстро запотевал и резкость не ловилась. Но все же в первый момент удалось снять это явление, что и видите вы на странице газеты.

Ученые геологи на месте выхода горящего пласта угля
Ученые геологи ...
Ученые геологи на месте выхода горящего пласта угля
Опасные трещины в почве над подземным пожаром
Опасные трещины...
Опасные трещины в почве над подземным пожаром
Выход подземного пожара
Выход подземног...
Выход подземного пожара
В трещине видно свечение раскаленной породы от горения угля.
В трещине видно...
В трещине видно свечение раскаленной породы от горения угля.

Послышался сигнал машины - пять минут оказались целой четвертью часа и уже на ходу я схватил пару образцов желтоватой шлакообразной породы. Пока нес их до машины перекладывал из руки в руку, потому как они были довольно горячими. Довольный интересной находкой я сел в теплую машину. Пока мы ехали домой не переставал размышлять, что могло быть причиной этого интересного явления природы. Образцы совсем остыли и от них повеяло слабым запахом серы. Неужели это уголь горит под землей подумал я, тогда где же дым, искры и запах горящего угля? Загадка хоть и скрывалась под землей, но лежала как всегда на поверхности. Оказывается горение может быть и без дыма и огня. Когда мы говорим, что навоз загорел, мы ведь не видим огонь. Так и здесь при выходе угольного пласта на поверхность началась простая химическая реакция окисления углерода с образованием углекислого газа и выделения тепла. Тепло не рассеивалось а накапливалось под землей за счет изоляции глинистыми пластами. В результате температура повысилась на столько, что уголь в некоторых местах начал тлеть. Образующийся углекислый газ, как мы знаем, не поддерживает горение, что также способствует медленному тлению угля, тем более что он здесь низкого качество, как говорят низкокалорийный.

В следующий раз я посетил это загадочное место ранней весной. Уже прилетели некоторые птицы с зимовки. Но вокруг гарей они не радовали своим весенним пением. Даже вороны, обитавшие на ближайшей свалке облетали это место стороной. Оказалось, что удушливые продукты горения угля все-таки есть, но выходили они на поверхность в другом месте. С верху оно похоже на воронку, в центр которой постоянно скатывается и проседает вся окружающая поверхность почвогрунта. Видимо при выгорании на глубине пластов бурого угля образуются полости, которые затем обрушаются. Это и приводит на поверхности к проседанию грунта. Асфальтированная дорога в этом месте постоянно разрушаестя от этих просадок и дорожники через год да каждый год ее ремонтируют, так как даже аварии здесь случались из-за этих подземных гарей.

Час прибивания около этой дымящей воронки дал о себе знать. Ноющая головная боль по началу перешла уже дома к концу дня в нестерпимую острую. Даже образцы отобранные и принесенные в институт для исследования вызывали головокружение у моих сотрудников. Запах гари до сих пор не выветрился в кабинете, где горелые породы изучались. Такие подземные пожары представляют собой природные лаборатории по своим масштабам больше напоминающие фабрики. На поверхности можно обнаружить много интересных минералов, ранее не описанных и не известных науке. На краю зияющей трещины, на дне которой виднелась раскаленная до красна порода я нашел даже кристаллы самородной серы. Сразу вспомнились Чилийские вулканы, в районе которых серу и селитру добывают в промышленных масштабах.

Выходит, что температура в нескольких метрах от поверхности земли уже около 1000 градусов. Это природное тепло необходимо научится контролировать и использовать на пользу людям. Можно поставить тепловую установку для нагревания воды и отопления жилых домов, предприятий или теплиц, которые бы могли обогреваться круглый год без затрат на тепловую энергию.

В районе выходов горящих пластов обнажаются такие же оранжево-красные горные породы какие мы видели на Красной Горке, что находится в трех километрах западнее. О том уникальном в масштабах планеты палеонтологическом объекте юрского возраста уже много написано и сказано, но понимания со стороны тех, что его пытается разрушить пока не наступило.

Кто-то скажет, что все это я выдумал и такого быт не может. Но вспомним наше Букачачинское каменноугольное месторождение, которое сколько эксплуатировалось столько и горело. Во всем мире примеров горения угля довольно много. В Австралии месторождение угля с говорящим названием Горящая гора по подсчетам ученых горит уже 6000 лет. В Китае Индии и США угли под землей горят с 19 века и по сей день, хотя есть примеры, когда подземные пожары удавалось потушить.

Вообще посещать или близко подходить к месту горения опасно. Вокруг дымящейся воронки образуются глубокие коварные трещины, выбраться из которых очень трудно и горячо. Проводя экскурсию со студентами ЧитГУ весной этого года стало понятно, что запах гари у многих вызывает отвращение и головную боль. Этим летом я снова пробывал на гарях и убедился, что процесс горения, не смотря на проливные дожди, не остановился и будет продолжается пока не выгорит весь угольный пласт. Их на в районе Черновского буроугольного месторождения насчитывается порядка 10. И возможно где-то еще горит. Есть слухи, что даже горячий источник в районе Черновских бьёт, но пока проверить эту «народную» информацию не удалось. А пока дорожники в очередной раз закатали асфальтом образовавшиеся неровности около гарей, но надолго ли. На последок скажу лишь, что был я на том месте потом не раз. И не раз природа загадывала новые загадки. Разгадывать их – задача ученых и специалистов, знающих и любящих свое нелегкое дело познания тайн природы.

 

Роман Филенко,
действительный член Забайкальского отделения русского географического общества,
м.н.с. ИПРЭК СО РАН.

Обновлено 10.04.2012 20:56
 
Интересно? Поделись с другими:

Комментарии  

 
#4 Калина 13.04.2012 14:32
А я то думала что там мусор жгут, а это уголь воняет!
Цитировать
 
 
#3 НиколайН 12.04.2012 15:45
На последней фотке вход в преисподнюю? Интересный материал, спасибо автору.
Цитировать
 
 
#2 filrom 10.04.2012 21:22
Цитирую Куколь:
Ух ты блин! Может у нас и вулкан в городе есть )))

Смотря какой давности Вы имеете ввиду. Если древний – то Титовская сопка типичный мезозойский вулкан.
Цитировать
 
 
#1 Куколь 10.04.2012 20:51
Ух ты блин! Может у нас и вулкан в городе есть )))
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Карта посетителей




 

Система Orphus


© 2012 . Все права защищены.