Библиотека
Галереи
Творчество
Восстановление Успенской церкви. Взгляд непрофессионала |
Автор: Букин А. Г. | |||
23.08.2012 20:08 | |||
23 августа 2012 года департамент госзакупок Забайкальского края опубликовал сведения для проведения открытого аукциона по, как сказано, «Реконструкции церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Калинино Нерчинского района». К заявке прикреплены все необходимые документы. Попробуем их прочесть и разобраться, что же будет с Успенской церковью? Сразу же, как только начинаешь читать пояснительную записку, понимаешь, что все проектные решения направлены на «восстановление и реконструкцию здания с условием современного использования здания, как действующая церковь». Это немного смущает, поскольку научная общественность говорила о реставрации этого памятника. Но речи о реставрации не идёт, это - реконструкция, что, сами понимаете – совершенно вредный процесс для здания, которому 300 лет. Попутно в примечаниях говорится о том, что здание не включено в Общероссийский реестр памятников архитектуры культурного наследия и не является вновь выявленным объектом культурного наследия ввиду отсутствия Решения правительства Забайкальского края о придании данному объекту статуса вновь выявленного объекта культурного наследия. Вот как! И ведь не поспоришь, среди вновь выявленных памятников церкви нет, Успенская церковь является давно выявленным объектом культурного наследия, о чём можно справиться в списке на сайте министерства культуры Забайкальского края. Это старейшее здание вообще и старейшее каменное здание в крае и единственный памятник Сибирского барокко! В конкурсной документации властные мужи одним из документов чётко запрашивают: «А нет ли Успенской в списке вновь выявленных?» и тут же отвечают - «нет!» и делают вывод: «Значит не памятник!». А про другие списки и не задумываются. На моё непросвещённое мнение – не проверить факты - это явный непрофессионализм при подготовке документации. При дальнейшем изучении документов изумляешься ещё больше: в примечаниях к техническому заданию сказано «археологические исследования внутри храма и на прилегающей территории не проводить». И это (если не смотреть на Федеральные Законы) не смотря на озвученное ранее решение попечительского совета с губернатором во главе «провести вокруг церкви археологические раскопки для поиска памятников старины, предметов быта церковных служителей XVIII века, поскольку в процессе благоустройства территории они могут быть безвозвратно утеряны». Как считает доктор исторических наук Михаил Константинов, «к реконструкции церкви надо было подойти всесторонне, учесть в том числе и научный фактор - есть такое направление в археологии – церковное». Но археологи не зря опасались, что могут быть безвозвратно утрачены уникальные артефакты, скрытые под толстым культурным слоем, созданным коровами в советское время. До начала строительных работ необходимо было провести археологические исследования, пусть даже это и отодвинуло бы восстановление храма. Теперь – такое изучение в принципе будет невозможно, поскольку практически под большей частью здания планируется подводить или усиливать фундамент. Для культурного слоя - это смерть. Разработка траншей под наружные сети производится: Обратная засыпка траншей и фундаментов производится: А ведь вокруг церкви - некрополь и неизученные остатки фундаментов стены и построек самого восточного в своё время Православного монастыря... Не так давно приезжали специалисты из Хабаровска и Амурской области. Они искали плиту Ерофея Хабарова, который может быть захоронен около этой церкви. Тут же покоятся нерчинские первопоселенцы. Успение - главный исторический памятник, свидетельствующий о присоединении к России Восточной Сибири и Забайкалья. До 30 декабря 2012 года, когда истекает срок контракта, осталось всего ничего, а строителям надо здесь всё «привести в порядок» и водрузить золотого цвета купола. Я не оговорился, именно золотого цвета. Это особо вынесено в примечаниях, что купола, все 300 лет стоявшие под чёрным железом необходимо покрыть «листовой нержавеющей сталью с напылением из нитриттитана». При этом «каркасы куполов выполнить в металлическом исполнении». Так же, согласно документу 7711-1ПОСюПЗ лист 13, барабаны под куполами также будут снесены и на их месте будут поставлены новые из монолитного железобетона класса В15. То есть это сразу же разрушит первоначальный архитектурный облик церкви, а выполняться будет так, что старые купола снесут, а на их место бравые ребята из какого-нибудь НПО, назовём его, например, «Купол» привезут и присобачат на новые бетонные барабаны. Крышу же покроют медными листами (правда, в другом месте говорится о кровельном железе, но это частности). Также решено «наружную и внутреннюю отделку выполнить в виде штукатурки с последующей окраской». А как это делается? Правильно! Старую штукатурку убрать (а то адгезия плохая будет) а новую нанести. И при этом ни кто ни словом упоминает, что под слоем побелки есть остатки росписей начала 18 века! Как часто вы видели в Забайкалье фрески? Ими даже читинский кафедральный собор не может похвастаться. А здесь в 1978 году николай Крадин (старший) при составлении паспорта памятника истории культуры пишет о фрагменте надписи: «От Востока солнце хвально буде имя господне благословенно отныне и до века». Кое что видно и по сей день: По сравнению с этим гранитные плиты на бетонной подушке внутри, электроотопление в холодном храме и монолитные железобетонные перекрытия – просто детские игрушки. Сомнителен так же пункт, связанный с тем, чтобы использовать остатки сохранившегося кирпича для «восстановления с применением керамического кирпича» помещения трапезной. Ведь, как говорит В. И. Кулеш (он же главный архитектор проекта реконструкции), «Архитектура здания, технические приемы возведения, лекальный кирпич, качество раствора и самой кладки свидетельствуют об опыте строителей и об их знании художественных приемов при создании композиции произведения». Но лекальный кирпич, созданный каждый для своего места и современные стандартные керамические кирпичи – это совершенно несовместимые технологии. Кроме того, в проекте говорится о том, что утраченные элементы декора (выполненного, кстати, из точёного кирпича) заменить накладными бетонными элементами. Фасадные архитектурные малые элементы ... выполнить из мелкозернистого бетона, поэлементно, с массой элемента не более 30 кг, прикрепить к поверхности стен бетонным клеем.
То есть вывод у меня лично напрашивается один – при такой реконструкции наиболее вероятен принцип «убрать по возможности старое и построить новое». Но это уже не будет Успенская церковь, это будет типичный новодел. Но это не важно, ведь разработчики проекта Решили: 1. Дополнить техническое задание следующей информацией: - историко-культурную экспертизу не проводить. (Файл 12 л-8 проекта) Подписи под документом: Додатко Т.П., Михайлов С.П., Пашина С.В., Викулов Ю.Е., Кулеш В.И., Клейнос Н.И. И только Мартынюк Галина Петровна, консультант отдела культурного наследия Министерства культуры Забайкальского края, заявленная в подписантах, написала, что протокол не соответствует действующему законодательству, с чем я лично – согласен. Не нужна здесь реконструкция, тут нужна скрупулёзная реставрация. Отдельно хотелось бы сказать о литературных достоинствах самой документации на конкурс. Там на мой взгляд слишком много несогласованных предложений и фраз типа: «вторичное использование материалов» после разборки здания, вместо полагающегося слова «повторное», «Перечень скрытных работ» вместо «скрытых», а объёмные элементы кладки то и дело обзываются «лепниной». Я не смог бы воспринимать этот документ всерьёз, если бы не одно «но» - на мой взгляд он реальная угроза культурному комплексу Успенского монастыря и конкретно церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Для сведения любознательных: ознакомиться со стройгенплан.
PS. В результате для РПЦ за бюджетный счёт для села с населением в 458 душ будет отстроена ещё одна новая церковь с оградой, часовней, пожарной ёмкостью и туалетом на два очка вместо жемчужины Забайкальского зодчества, выстроенного по личному приказу Петра Великого. Аввакум Петров, сидевший на этом месте в порубе писал: «Воззри на святыя иконы и виждь угодившия богу, како добрыя изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чювства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия им находящия скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стульцы. И у кажного святаго, — спаси бог-су вас, — выправили вы у них морщины те, у бедных: сами оне в животе своем не догадалися так сделать, как вы их учинили!». Хоть и прошло триста лет, но про наши дни точнее не скажешь. PPS. При реконструкции (в соответствии с документацией) строители обязаны строго соблюдать экологические требования. Категорически запрещено срубать растущие на территории деревья. Наверное деревья лучше хранят историю, нежели памятники.
|
|||
Обновлено 27.08.2012 15:11 |
Комментарии
...Флигель дома священника уничтожен.
Он не был обмерен как памятник, его чертежей нет, его восстановление невозможно.
С обстоятельствам и его сноса должны разбираться прокуратура и полиция.
Есть все основания для возбуждения уголовного дела по ст. 243 УК РФ ("Уничтожение или повреждение объекта культурного наследия") – и по ситуации с разрушением культурного слоя (она зафиксирована), и по ситуации с флигелем, хотя здесь, уверен, будут сложности: едва ли госкомитет по культуре или приход удосужились оформить документы на усадьбу священника как памятник культуры.
Остался сам дом священника, который необходимо не уродовать новоделом, а реставрировать, пока не поздно. И в его объеме располагать все необходимые службы.
Опалубку демонтировать, площадку разровнять (денег на раскопки сейчас нет), посеять траву и так оставить.
Новое строительство в крепости строго запрещено.
К реставрации объекта культурного наследия новое строительство не относится никак.
Пережил флигель три войны ХХ века, а государственног о "юбилея" не пережил.
Пустое место – намного лучше, чем наглый новодел беспредельщиков .
У нас в городе, в центральном парке построили Храм. Начали копать замлю под фундамент и нашли старый. Не смогли его заменить-на века сделан. Копнули по периметру, а там.... И артефакты, и захоронения священников, и утварь!!!
Только реставрация с предварительным и раскопками!!!
Будет реставрация типа такой.
В прокуратуру обращаться все равно придется, так что лучше сейчас, пока возможно что-то сделать.
Действующий храм - родное и органичное функциональное назначение памятника. Из 458 душ в селе будут 10 полномочных и ответственных за здание представителей юрлица местной религиозной организации. Предложите что-нибудь лучше???
RSS лента комментариев этой записи