Рождество и Новый год в Нерчинске 170 лет назад Печать
Автор: Литвинцев А. Ю.   
04.01.2014 21:13

Первый день Рождества в Нерчинске, как и всюду, посвящен поздравлениям. Вечером дамы и мужчины собираются к начальнику округа. В этот первый день танцев не бывает: составляются партия бостона, преферанса, виста, но сидят недолго. Это не считается большим привычным у начальника собранием: приезжают, чтоб поздравить и провести в беседе первый день праздника, лица сменяются, немногие остаются до закуски, всё кончается часу в первом за полночь.

На второй день у кого-нибудь бывает уже настоящий вечер, по зову. В доме чиновника или гражданина собираются все, кто входит в круг лучшего общества, а круг этот немал; можете смело насчитать до 60 человек обоих полов. Такое число в небольшом городе доказывает желание и склонность сближаться; семейные являются с семействами, привозят и небольших детей, характер радушия и семейственности преобладает. В этот второй день праздника начинаются танцы, а потому вся лучшая молодежь хорошего круга здесь налицо. Нерчинские молодые дамы и девицы, особенно танцующие, одеты со вкусом.

В гостиной перед диваном, на полукруглом столе, покрытом десертной салфеткой, разоставлены для прекрасных и непрекрасных посетительниц варенья сырые и сухие, разные фрукты, как то: винные ягоды, чернослив, финики, изюм, корека, орехи: грецкие, испанские, кедровые, иногда тут же ставят ягоды туземные: землянику, костянику, смородину, бруснику, черёмуху и голубицу, приправленную сахаром.

В зале тоже всё подготовлено для мужчин – сукно на столах бостонных тщательно вычищено щёткой, фишки подобраны, изготовлены мелки и сложены в ящички. Карт припасено несколько колод. На одном столе поставлен поднос с графинами и бутылками в коих наполнен разного свойства, вкусу, цвету и доброты нектар: Ярофей, наливка, виноградное вино, более или менее хорошее, смотря по возможности, значению, богатству, роскоши или скупости хозяина.

Настаёт обыкновенное время являться гостям: входят один по одному, мужчины кланяются хозяину, встречающему при входе в залу, поздравляют с праздником и садятся по приглашению в зале, соблюдая чины, значение и лета. В ту же минуту хозяин подходит по чинам и каждому особо или издали громко и внятно возглашает, прося прикушать, что кому угодно и в требу из графинов и бутылок, поставленных на стол, соблюдая, чтобы каждый из гостей налил полную рюмку и выпил её до дна непременно. Кто курит табак, тому приносит слуга трубки, и дым табашный начинает клубиться в виде облаков в жаркий день. Тогда тихого гостя уже не видно очертания лица, а видны одни ноги. Он представляет изрыгающую дымом гору.

Прекрасный пол входит в гостиную. Смотря по важности лица, хозяйка встречает кого в прихожей, кого и просто в гостиной. До чаю или кофею подчивает вареньями сама хозяйка или дочери. Чай или кофе подают сперва дамам, потом приносят в залу мужчинам. С чаем несут на тарелках разные калачи и калачики, слоёные пирожки, вафли, бисквиты, особенно подчивают двумя последними дам. Дамы пьют до двух или трёх чашек чаю, а мужчины три, исключая особенных чайников, кои выпивают до шести чашек, а иногда просят подать им в особенных аппетитных, чтобы много и часто не тревожить прислугу. Эти страстные пьют вприкуску и без калачей.

В восьмом или девятом часу подают сухую закуску на большом подносе: балык, икра, колбасы, сыр голландский, а иногда ветчина с горчицею или масло сливочное. Тут же на подносе ставится Ярофей и виноградное вино. Напоследок гости, одни натанцевавшись досыта, другие кончившие свои партии в бостон, угощаются закускою или, лучше сказать, ужиною, если судить по изобилию первых двух, трёх холодных, не считая иногда вкусного паштета, два соуса, два, три жарких, два, три пирожных, сливошный пирог или бланмаже составляют этот стол. По окончании всего снова подносится круговая рюмка или бокал, которой мужчины благодарят хозяина дома за угощение, и все гости расходятся и идут домой.

Итак, во второй день праздника бывает собрание полное, оканчивающееся уже позже за полночь после богатого ужина. Прочие дни посвящены визитам, свиданиям в разные часы; иногда в одно время соберутся к кому-либо многие и в этом беспрерывном обмене, в этой общественности происходят по утрам дни праздников до самого нового года. Вечером собираются по очереди в общие собрания, где или танцуют, или беседуют и играют в карты; иногда заводят святочные игры и без стеснения веселятся от души: радушие, простота составляют настоящие элементы этих собраний. Близкое знание друг друга, знакомство, чисто дружественные, родство, приязнь, благорасположенность соединяют здесь всех как бы в одно общее семейство: из этого понятно, что сердечная веселость и удовольствие чистое суть обыкновенные спутники наших собраний; все приезжают домой довольные.

Танцы начинаются французскою кадрилью и оканчиваются далеко за полночь мазуркою, танцуют пар по 6 – 8 и более.

В Святки бывают почти повсегодно, маскарады, которые простолюдины зовут обыкновенно здесь мушкарадом, и всякую вечеринку, хоть и без танцев, балом, банкетом или говорят, что господа у такого-то сегодня собираются бастовать, то есть бастонить (играть в карты).

До самого крещения длятся весёлые вечера, одно за другим идут очередные собрания. Дамы нередко являются в русском народном костюме: в сарафанах, кокошниках, с буклями; мило было бы видеть в Новый год на вечере у начальника, как шесть молодых дам и девиц танцевали в этих прекрасных русских костюмах. В прежние годы на святках костюмировались более, являлись национальные наряды, богини дня и ночи и пр., существовал даже театр и любители играли на нем хорошо, и некоторые даже превосходно.

Ввечеру на новый год бывает собрание у начальника города, вечер в новый год у начальника округа. Тут можно увидеть весь лучший круг: общество это сообщительно, приветливо, радушно, прекрасный пол отличается скромностью, доброю, простою приветливостью; пересудов, насмешек, столь горько свойственных маленьким провинциальным городкам, – здесь нет и тени.

 

По дневникам М.А. Зензинова 1842 года и его публикациям в газете «Иллюстрация» 1848 года,
подготовил Александр ЛИТВИНЦЕВ

Опубликовано в газете «Земля»