Открытки к Пасхе Печать
Автор: Е. Г. Иманакова   
23.04.2014 22:33

22 апреля в Чите, в Музее Декабристов открылась выставка пасхальных открыток из частной коллекции.

Коллекционирование – одно из популярных увлечений в мире. Собирают все: от осколков разбитых кувшинов, монет, спичечных коробков, мыла до яхт и древних крепостей. Один из признанных предметов – открытки, среди которых большим уважением у специалистов пользуется пасхальная тема.

Много десятилетий подряд накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несут поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могут поздравить лично. «Христос Воскресе!» – этими словами радости и любви люди спешат поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни. Пасхальные открытки впечатляют своей фантазией. На открытке к Пасхе присутствует все, начиная от разноцветных яиц и куличей с пасхой до изображения Иисуса Христа.

Открытки (открытые письма) возникли в середине XIX века в Англии, с легкой руки Хорслея, нарисовавшего первую рождественскую открытку для своих близких. Разошедшись в тысячном тираже, это новшество сразу же завоевало сердца людей.

В России первая поздравительная открытка появилась только к Пасхе в 1897 г. Но уже через пару лет рынок был завален сотнями разнообразных рождественских и пасхальных открыток. Западные открытки имели собственную символику: зайцы, цыплята, протестантские храмы, лаконичная надпись «Frohliche Ostern!» (Счастливой Пасхи!).

Одни из первых отечественных Пасхальных открыток были напечатаны к Пасхе 1898 г. по заказу Евгенинской общины сестер милосердия Красного Креста, тогда Общество св. Евгении выпустило четыре первые русские почтовые карточки с «весенними» акварелями художника Н. Н. Каразина и каноническим текстом «Христос Воскресе!». Продавались они на почте, в книжных и канцелярских магазинах и в станционных лавках железной дороги. Стоили открытки недёшево - по гривеннику за штуку (за 10 копеек тогда можно было купить 2,5 фунта белого хлеба). Тем не менее, покупали их охотно, тиражи в 10 тыс. расходились в момент, а потом ещё и допечатывались.

В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам, Васнецов, Кустодиев и многие другие.

Основная тематика русских открыток включала пасхальные яйца, куличи, ветки вербы и цветы, православные храмы, христосующихся людей, русские пейзажи, весеннее половодье, детей.

К началу XX века в России спрос на Пасхальные открытки был столь велик, что их не хватало, и они по-прежнему завозились из других стран, в частности из Германии и Австрии. Производством открыток в Российской империи занимались разные издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Общее количество русских открыток за 20 дореволюционных лет превысило 30 млн. экземпляров.

Совсем же ликвидировать немецкую открытку удалось лишь к Пасхе 1915 г., когда уже вовсю шла Первая мировая война. Но русская пасхальная символика в те военные годы немного поблёкла: солдаты, христосующиеся с сёстрами милосердия, Государь Император, вручающий героям вместе с Георгиевским крестом кусочек кулича…

В первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо – как символ нового миропорядка. Впрочем, сразу после этого пасхальные открытки были объявлены пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и надолго исчезли из нашей жизни. Традиции русской пасхальной открытки сохранялись лишь в кругах эмигрантов.

После Великой Отечественной войны в стране появились первые пасхальные открытки, но продавались они только в церковных лавках. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).

Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х годов прошлого века. Несмотря на все возможности современной полиграфии, многие издательства (например, типография им. И. Фёдорова) тиражируют дореволюционные открытки, объясняя это тем, что фантазия художников, к сожалению, не идет дальше стандартных яиц, куличей, фотографий соборов и икон. Новшеством нашего времени можно назвать возможность отправить пасхальную открытку по Интернету или сотовому телефону.